Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.05.1998
20.05.1999
08.06.2000
24.05.2001
13.06.2002
05.06.2003
20.05.2004
09.06.2005
Вознесение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Подобно тому как наш праотец Адам грехопадением низринут был из светлого Рая на скорбную землю, каждый из нас после причастия Тела и Крови Спасителя на Вечeре Господней низвергается в ад своими вновь и вновь повторяющимися грехами. Подобно нашему скорбному прародителю, мы – “земля” и “отыдем в землю”.
А между тем мысль русского писателя Владимира Галактионовича Короленко о том, что человек создан для счастья, как птица для полёта, никак не даёт нам покоя. Ждёт каждый человек счастья, как будто заложен в его душе некий механизм этого ожидания. Мечтает человек о небе, грезит о радости полёта до такой степени, что летает во сне, словно птица. Как же совместить эту обречённость земле, эту неизбывную, как кажется, принадлежность “праху” и столь же неуёмное желание вечного блаженства, столь же страстное желание совершенства?
Это ведь только люди, не знающие Бога, это ведь только лишённые благодати веры думают, что усилием воли и усилием телесным, этаким мучительным тренингом, можно добиться совершенства здесь, на земле. И вот в безнадёжной попытке достичь идеала они тягают пудовые гири, накачивают химическими препаратами свои мышцы, изнуряют себя различными диетами, “сокрушают кости” на всевозможных тренажёрах, подобных пыточным машинам средневековья. Во имя чего приемлются все эти страдания? Чтобы тело стало упругим и лёгким? Чтобы неумолимые годы не были властны над ним? А может быть, затем, чтобы мы-таки не стали “землёй”, прахом? Неужели все эти невероятные усилия способны сделать грешника праведником? Неужели они могут научить нас летать?
Или, может быть, достаточно всего лишь честно выполнять Закон, который Бог дал людям? Буду выполнять и со временем, глядишь, стану хорошим человеком, никогда уже не буду больше поступать дурно. А ведь множество людей именно так и думают о себе: “Я, конечно, никакого особенного добра не делаю, зато уж и зла никому не творю!” Или мы можем – тому примеров также несть числа – вознамериться спасти свою душу совершением так называемых добрых дел, самонадеянно полагая, что падший грешник, каким является каждый из нас, в самом деле способен творить добрые дела. Между тем вот что писал о таком доброделании Святитель Игнатий Брянчанинов в своём “Слове о спасении и христианском совершенстве”: “Для совершения добрых дел падшего естества не нужно быть христианином: они принадлежат всему падшему человечеству. Там, где совершаются добрые дела падшего естества, при громе похвал от мира, исключён, отвергнут Спаситель мира”. Таким образом, тому, кто решился спасти душу своими собственными усилиями, самостоятельно, не нужен Крест Христов, и Воскресение не нужно, и Церковь не нужна.
Если бы наш Спаситель умер и не воскрес, у нас не было бы надежды на воскресение в блаженной Вечности. Но и воскресение во плоти на земле, поражённой грехом, было бы слабым утешением, потому что нельзя быть живым среди всеобщего распада, нельзя быть счастливым, когда “вся тварь совокупно стенает и мучится” (Рим.8.22). Удел праведника на земле – страдание и скорбь. И весь сонм святых православной церкви – это люди, до конца, то есть до распятия и смерти крестной, последовавшие Христу. Они очень хорошо поняли слова Христовы: “…раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин.15.20). Они искали в жизни не “покоя и воли”, а скорби и тесноты, и каждый из них в конце жизни мог сказать о себе словами апостола: “…много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе” (2 Кор.11.26,27).
Скорбь и теснота – удел чад Христовых на скорбной и грешной земле. Зато и готовится им удивительная возможность последовать за своим Спасителем на Небо. Распявшие плоть свою со страстьми и похотьми – они воскреснут вместе с Распятым. Ещё при жизни отказавшиеся от рабства плоти, от рабства “земле”, ещё здесь, среди нас, сбросившие оковы земной привязанности, они, святые, легко и радостно вознесутся в небесные чертоги вслед за своим Богом, не обернувшись, как сделала то Лотова жена, на оставляемую ими землю. Способность летать, возможность вознесения предоставлена каждому. Надо только захотеть святости, надо только заскучать о ней среди грешных и скорбных дел наших. Надо только последовать за Спасителем туда, куда Он давно уже зовёт нас, – на Небо. Аминь.
8 июня 2000 г.
Священник Сергий Ганьковский
08.06.2000
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.