Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "КТО ПРИКОСНУЛСЯ КО МНЕ?"


Неделя 24 по Пятидесятнице

Ефесянам, гл. 2, ст. 14-22

   14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
   15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
   16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
   17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
   18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
   19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
   20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
   21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
   22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

От Луки, гл. 8, ст. 41-56

   41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
   42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
   43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
   44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
   45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, -- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
   46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
   47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
   48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
   49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
   50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
   51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
   52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
   53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
   54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
   55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
   56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Проповеди священника Сергия Ганьковского
  1. СМЕРТИ НЕТ!

    20.11.1994

  2. ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ К БОГУ.

    22.11.1998

  3. ДЕРЗАЙ, ДЩЕРЬ!

    21.11.1999

  4. НЕ УМЕРЛА, НО СПИТ…

    19.11.2000

  5. КТО ПРИКОСНУЛСЯ КО МНЕ?

    18.11.2001

  6. СВОИ БОГУ.

    17.11.2002

  7. "ПРОСИТЕ, И ДАНО БУДЕТ ВАМ…”

    16.11.2003

  8. «ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ»

    21.11.2004

  9. КРОВЬ ЗА КРОВЬ.

    20.11.2005

Проповеди священника Глеба Козлова
  1. Проповедь от 21.11.2010

    21.11.2010

КТО ПРИКОСНУЛСЯ КО МНЕ?

Неделя 24 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спросите себя: для чего люди строят храмы? Для чего в каждом городе и селе нашей страны и многих других стран мира воздвигаются прекрасные и величественные сооружения, которые нельзя приспособить ни для какой посторонней цели, чтобы при этом не нарушить гармонию смысла, чтобы не оскорбить эстетическое чувство, не ранить совесть? Для чего в центре Москвы вновь возник монументальный храм Христа Спасителя?

Человек, от Церкви далёкий, начнёт в ответ на такой вопрос рассказывать нечто об исторической правде, об увековечении памяти солдат и офицеров, чьим подвигом, чьими жизнями была куплена победа в Отечественной войне 1812 года… Всё это – правда. Но не вся правда. Не вся потому, что на самом деле храм нужен только для одной цели. И эта цель вовсе не сводится просто к молитве, – понятно, что молиться Богу можно и дома. Цель эта – совершение Таинства Причащения или, как говорят в Церкви, Таинства Евхаристии. «Евхаристия» – слово греческое и в переводе на русский язык означает просто «Благодарение». И вот, может быть, кому-то это покажется странным, но храм, да и не только он, а вся Церковь на земле существует только для того, чтобы в ней совершалось, и совершалось постоянно, это самое Таинство Благодарения. И вся церковная, если можно так сказать, инфраструктура, все церковные институции и, конечно, сами храмы, и все иконы, и все дивные мелодичные песнопения и даже все прочие Таинства Церкви придуманы, установлены и существуют только и исключительно для того, чтобы непрерывно совершалось это удивительное Таинство.

Я вообще думаю, что и сам мир наш стоит дотоле, доколе находятся люди, которые по доброй воле, без всякого принуждения, ежедневно собираются вместе, потому что помнят, как Господь однажды сказал им: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18.20). Зачем эти двое или трое собираются вместе во имя Божие и зачем Сам Бог пребывает среди них? Затем, чтобы совершилось Таинство Евхаристии. Вокруг этого Таинства – вся жизнь Церкви. Не станет его, пресечётся его совершение, и исчезнет мир, кончится История. Просто за ненадобностью и кончится. Для человека нецерковного это, по меньшей мере, странно. Для христианина – дело само собой разумеющееся.

Однако всегда ли храм для нас, христиан, – это место соединения с Богом? До конца ли мы понимаем, что это за соединение, способ которого установил сам Господь, когда сказал своим апостолам, а значит, и каждому из нас: «истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6.53-56)? Не приходим ли и мы в Дом Божий для решения совсем иных задач, тоже, может быть, по-своему важных, но никак не сравнимых с той, которую поставил нам Бог: есть Плоть Его и пить Кровь Его?

Толпы людей теснили Спасителя, когда шёл Он по жарким, пыльным дорогам Галилеи. Чего хотели они? Увидеть пророка, слава о Котором гремела по всей Палестине? Послушать проповедника покаяния, уже многим известного Своими притчами? Поесть дармового хлеба, как это произойдёт через недолгое время здесь же, в Табхе, когда ученики Христовы накормят пять тысяч человек? И сколько их было, искателей сенсаций, жаждущих «хлеба и зрелищ», какие многолюдные толпы окружали Его! Сколько рук тянулось к Нему, сколько пальцев хватало Его за плащ и хитон! Но только однажды Он спросил у окружающих: «Кто прикоснулся ко Мне?» Только однажды рука, простёртая к Нему, оказалась движима верой и надеждой. Только однажды Он почувствовал силу, исшедшую из Него.

Видимо, для того, чтобы прикоснуться к нашему Спасителю с такой верой, с такой надеждой, с таким несокрушимым упованием, необходимо по крайней мере, подобно кровоточивой женщине, «издержать всё своё имение» в попытках изменить жизнь, исцелить самого себя или детей своих. Нужно обнищать до конца, отдать всё до последней полушки, чтобы понять, что никто, кроме Бога, тебе на самом деле не поможет. Нужно, видимо, расчистить поле души своей от суетных упований и призрачных надежд и обнищать духовно так, чтобы не рассчитывать ни на «князи, на сыны человеческие, в нихже несть спасения», ни на собственные таланты.

Конечно, касались Спасителя многие, но воистину прикоснулась к Нему лишь одна, потерявшая всё, отчаявшаяся во всём, всё издержавшая. Так и с нами происходит. Бывают дни, что в храм не войдёшь, потому что приходят многие. Но вот вопрос: сколькие из этих многих приходят благодарить? Правда ли, что все, кто наполняет наши храмы, приходят, чтобы совершить Евхаристию, то есть с благоговейной надеждой поблагодарить Христа за бесценный дар жизни, а значит, не только за её радость, за её блаженство, за её удовольствия, но и за скорбь, за слёзы, за Крест? Христос спрашивает сегодня нас, которые дерзнули прикоснуться к Нему в таинстве Причащения: «Как ты прикоснулся ко Мне, что значит для тебя это прикосновение и правда ли, что сердце твоё исполнено радостной благодарности за всё?» Аминь.

18 ноября 2001 г.

Священник Сергий Ганьковский

18.11.2001


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.