Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.05.1995
24.05.1998
16.05.1999
04.06.2000
20.05.2001
09.06.2002
01.06.2003
16.05.2004
05.06.2005
28.05.2006
29.05.2011
Неделя 6 по Пасхе, о слепом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Из «праха земного», из глины Едемской, из брения скудельного создал Господь человека – Царя Вселенной, возлюбленное творение Своё. То, что попирается ногами, то, что служит материалом гончару, стало трепетной и прекрасной плотью, одушевлённой «дыханием жизни», оживотворённой веянием Духа Божия. Бог – «не от мира сего» (Ин.18.36). Человек – от сего мира! И не так уж преувеличил поэт, когда сказал: «Теперь вам братья – корни, муравьи, травинки, вздохи, столбики из пыли. Теперь вам сёстры – цветики гвоздик, соски сирени, щепочки, цыплята…» Потому что вся тварь, от крохотного мотылька до необъятных галактик, родственна человеку по укоренённости в Едином Творце и Зиждителе. И вся тварь, которая «покорилась суете не добровольно» (Рим. 8.20), но предательством того, кто Самим Творцом был поставлен Царём природы, «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим.8.19). Проклятая за Адама, земля всё ещё не утратила созидательное свойство, данное ей Творцом, всё ещё приносит «плод свой» (Иак.5.18), однако последствия грехопадения Праотца по обетованию Божию всё чаще и чаще превращают этот плод в «терния и волчцы» (Быт.3.18).
И вот после воплощения Превечного Слова Божия вся земля, как и вся тварь, вновь освящается во Христе, вновь обретает чудесные животворящие свойства, как вода иорданская, очищенная Пречистым Телом от миазмов греха, от грязи порока вдруг становится нетленной, духовно прозрачной, святой, способной творить чудеса исцеления! Да и сама грязь, сам прах земной получает возможность чудотворения, глина скудельная, жалкое брение «отменяет естества чин, идеже хощет Бог»! И если невзрачный подорожник способен останавливать кровотечение, а «прах земной» дарит зрение слепорождённому, так это не потому, что растение любит человека, жалеет его и не хочет, чтобы тот истекал кровью, и не потому, что глина способна сочувствовать слепцу, а потому, что Сын Божий – Любовь Божия – воплотился, то есть принял на себя плоть, материю, вошёл в этот мир, поражённый грехом человеческим, чтобы спасти человека. И сам этот мир, сама материя, соединяясь с Сыном Божиим, как иорданская вода или как глина придорожная, обретает новые свойства и становится чудотворной.
По слову Христову, которое мы слышали в сегодняшнем Евангелии, не собственные грехи, не грехи родителей, а грех праотца Адама сделал незрячим несчастного иерусалимского слепца, равно как и всех тех, кто «ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся» (Ин.12.40). И наш Бог, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19.10) рождается в убогом хлеву, становится человеком, мало того – умирает страшной смертью, распятый теми, кого Он хотел спасти. И всё это для того, чтобы слепорождённый – видел, чтобы расслабленный – ходил, чтобы плачущий – утешился. Поэтому мы ошибаемся, когда нам кажется, что победить собственный грех можно простым усилием воли. Когда бы было так, не нужна была бы Голгофская Жертва, праздны бы оказались Вифлеемские ясли!
К счастью нашему, к радости нашей, Жертва, принесённая за нас нашим Богом, так изменила мир, что даже в самые мрачные, самые безнадёжные времена «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1.5). И Свет этот не только отверзает очи слепорождённому, не только просвещает «сидящих во тьме смертной», но и, что гораздо удивительней, Он однажды и навсегда так изменил тварь, что та обрела удивительную способность приносить не только «терния и волчцы», но и «достойный плод покаяния» (Мф.3.8)! А это не меньшее диво, чем глина, возвращающая зрение слепцу! Потому что если грешник по милости Божией делается способным видеть не только грехи ближнего своего, что, как мы знаем, чрезвычайно просто, но и собственные тяжкие страсти, тогда не всё ещё для него, грешника, потеряно! Тогда есть у него ещё надежда среди окружающего мрака увидеть Свет Христов. Ибо зрение дано нам не для того, чтобы, созерцая мир, впадать в уныние от его несовершенства, но для того, чтобы «невидимое Его, вечная сила Его и Божество» (Рим.1.20) открывались каждому из нас, как прозревшему слепцу открылся Лик Христов. А это случается только в том случае, когда душа человека обращается к Богу, забывая о самой себе, забывая о своих страстях, о своих привязанностях, обо всём том, что ослепляет наше духовное зрение, что тяжёлым грузом тянет нас к земле, не давая взлететь на Небо.
Сегодня – последнее пасхальное воскресенье в этом году. Сегодня мы в последний раз, собравшись все вместе, возгласим торжественное исповедание Церкви: «Христос воскресе», потому что уже через два дня – отдание праздника Пасхи. И хоть уходит от нас праздник, не покидают нас радость и надежда. Потому что мы знаем: доколе будут собираться на грешной земле двое или трое во имя Христово, дотоле и Сам Спаситель мира будет пребывать с ними. А раз это так, то только от нас, «собирающихся в Церковь» (1.Кор.11.18), зависит, будет ли Свет пребывать в мире, сможет ли Сын Божий «делать дела Пославшего Меня, доколе есть день» Аминь.
9 июня 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
09.06.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.