Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ЯКО ЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ"


Неделя о мытаре и фарисее

2 Тимофею, гл. 3, ст. 10-15

   10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
   11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
   12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
   13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
   14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
   15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

От Луки, гл. 18, ст. 10-14

   10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
   11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
   12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
   13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
   14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

ЯКО ЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ

Неделя о мытаре и фарисее.

Память новомучеников и исповедников Российских.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вот уже в который раз восстаёт «народ на народ, и царство на царство» (Лк.21.10). Вот уже в который раз совершаются буквально на наших глазах «большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк.21.11). Многократно и многообразно сбывается над каждым, кто решился назвать себя чадом Христовым, пророчество Спасителя, которое мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями… и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21.16,17).

Да, Господи! Уже столько раз преданы, уже порою столь ненавидимы, что и кровь в жилах стынет, а всё никак не настанет час расплаты, всё никак не придёт вослед за очередным землетрясением страшный Твой Суд, который всем нашим обидчикам воздаст по заслугам… Пусть бы они, наши супостаты, тоже, как и жалкий бывший богач из Твоей притчи, возмечтали о пальце, смоченном в холодной воде, возмечтали, но отнюдь ничего бы не дождались!

Вот интересно: обрадует ли спасённых праведников, покоящихся на лоне Авраамовом, созерцание вечных адских мучений так и не спасшихся, так и погибших грешников, особенно если предположить, что среди мучимых в адском пламени окажутся близкие и знаемые этих самых праведников? Чей-нибудь сын, например, чья-нибудь мама…

Когда прикинешь вот такую модель развития событий на самого себя, совершенно ясно становится, что долготерпение Божие со всеми Его знаками и предупреждениями, со всеми «гладами и морами», со всеми «землетрясениями по местам» на самом деле знак бесконечного милосердия Творца всяческих не к каким-то там абстрактным злодеям, а именно ко мне грешному. И не понимать это может только такой же духовно тупой и самодовольный человек, как фарисей из другого сегодняшнего Евангелия. Вот уж этот со всеми его пощениями и десятинами ни за что бы не «омочил конец перста своего в воде» (Лк.16.24), чтобы облегчить страдания мучимого в негасимом адском пламени.

Хотя другой фарисей «от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Рим.11.1), который, обратившись, сделался апостолом Христовым Павлом, готов был, по его собственным словам, «сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9.3), а не то что «палец омочить». Так что фарисей фарисею – рознь.

Он, к слову сказать, всех тех из нас, кто утратил надежду на личное спасение, утешает и укрепляет в вере и уповании, когда говорит: «…каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1.Кор.3.13-15). Видите, всё же спасёмся, даже если дело жизни нашей, идол, которому мы поклонялись целожизненно, грех, которому работали, а вернее, рабствовали повседневно, – подобно соломе, сгорит дотла.

А если это так, то какова же тогда участь тех, неисчислимые жертвы которых мы сегодня вспоминаем? Что ждёт за гробом вождей и воинов диавола, развязавших самую страшную войну в истории нашей страны – гражданскую? Что будет с теми, на чьих руках и душах кровь миллионов собратьев, чьи зверства превзошли своей изощрённостью и массовостью всё, что было и до них, и после них?

Говорят, что война заканчивается тогда, когда похоронен её последний солдат. Это – о войне, так сказать, обычной. Гражданская война, кажется мне, заканчивается только после того, как противоборствующие стороны ужаснутся тому, что они натворили, и вместо взаимных обид и обвинений в покаянных слезах бросятся друг другу на грудь, умоляя простить пролитую кровь, причинённое страдание, несправедливое гонение.

Гражданская война, начавшаяся в нашей стране с убийства свщенномученика Владимира, митрополита Киевского 91 год тому назад, формально закончилась 17 мая 2007 года, когда Русская Православная и Русская Зарубежная церкви объединились. Ещё каких-нибудь 5-7 лет тому назад в такое объединение, в братское целование между «белыми» и «красными», как они тогда нас называли, мало кто из серьёзных людей верил. Тогдашний Первоиерарх Зарубежной церкви митрополит Виталий называл клириков Московской Патриархии «священниками сатаны», а один из самых авторитетных, самых уважаемых пресвитеров Москвы, протоиерей Димитрий Смирнов на вопрос: «Когда же мы объединимся с Зарубежной Церковью?» – коротко и ясно ответил: «Никогда».

Вот уж воистину: хоть «ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21.18,19)!

Так как же простить, как закончить, наконец, гражданскую войну, как окончательно примирить «красных» и «белых»? Ведь это такое же чудо, такое же немыслимое, как если бы спесивый фарисей заплакал от жалости о падшем мытаре и обнял его, как брата…

Господи, как же это возможно?

Как? А вот так: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

08.02.2009


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.