Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
19.08.1998
19.08.1999
19.08.2000
19.08.2001
19.08.2002
19.08.2003
19.08.2004
19.08.2005
Преображение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1.5). «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9.1), сияет ошеломлённым апостолам, но самый простодушный из них произносит в изумлении и восторге первое, что приходит в голову: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф.17.4). Как и мы грешные, апостол Пётр забывает в этот дивный миг, что Царство Небесное – не здесь, не там, но «внутрь вас есть» (Лк.17.21). Он забывает о Небе, ради которого и призвал его Иисус, забывает потому, что хорошо и привычно ему на земле, среди своих с детства знакомых полей и гор, среди привычных лиц и обстоятельств.
Отчего иудеи будут гнать Иисуса, отчего они распнут Его? Да оттого только, что им тоже хорошо «здесь быть»! Им хорошо быть на этой земле, в этом царстве, в этой жизни! И одно только потребно им, то, что потребно всему роду человеческому, то, о чём, потеряв голову от счастья, проговорился апостол Пётр: «…сделаем здесь три кущи»! Земля для нашей бесскорбной жизни на ней не очень обустроена, – вот это бы поправить, а о большем мы и мечтать не хотим, потому что нам не надо – большего! Ведь вот уже и после Воскресения Господа во плоти, после всех слов, всех притч о Царстве Небесном не какие-нибудь фарисеи-ненавистники, а самые верные ученики спрашивают Его всё о том же: «…не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1.6). Он им – о Небе, они Ему – о земле! Он им – о спасении души, они Ему – о восстановлении государственной независимости…
Надо было прожить долгую и мучительную жизнь, надо было пережить, перемолоть в своей душе и ярость богоборчества, и благой страх Богоявления, и невыразимый словами опыт «третьего неба» (2.Кор.12.2), чтобы только к концу своего жизненного странствия понять, что здесь, на этой земле, никакие «три кущи» не помогут, что здесь Царства Небесного не построишь и что нужно совсем, совсем другое – нужно всеми силами души своей возжелать «разрешиться и быть со Христом» (Фил.1.23), потому что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1.Кор.2.9)!
Но это потом, в конце жизни, а сейчас на Фаворе любимым ученикам кажется, что ничего лучшего и не нужно, всё уже есть, всё совершилось. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Чтобы пресечь это порыв неуместного энтузиазма, понадобился голос с Неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17.5). Перестаньте, наконец, внимать тому, что шепчет вам плоть, всегда жаждущая покоя и сытости, всегда противящаяся переменам и жертве! Слушайте то, что говорит вам Сын Человеческий! «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16.21). Мы помним, как воспротивился, как возроптал тот самый апостол Пётр, который только что так заботится об устройстве прекрасных шатров в прекрасном и покойном месте, как возопил он, услышав это Христово пророчество: «…будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф16.22). И мы также помним, что ответил тогда апостолу Господь: «…отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16.23).
Мы с вами, люди двадцать первого века, очень хорошо понимаем чувства апостола. Нам сегодня, так же как и ему тогда на Фаворе, «хорошо здесь быть», то есть оставаться там, где привычно телу и душе. Нам постоянно хочется совместить несовместимое: безмятежное и бесскорбное житие здесь, на земле, и блаженство там, на Небе, хотя, конечно, мы помним предупреждение нашего Бога: «Блаженны плачущие» (Мф.5.4) и хотя, конечно, нам давно уже известно, что, как и обещал Он: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.33), – так оно и сбывается по сей день.
Господь не остаётся на Фаворе – там, где «хорошо быть» не только апостолам, но и Ему, Он не остаётся с пророками Ветхого Завета, а спускается в Изреельскую долину навстречу трудам и испытаниям, навстречу, в конце концов, тому, о чём говорили с Ним Моисей и Илия, – навстречу смерти Своей.
От блаженства богообщения, от радости созерцания Царства Божия, «пришедшего в силе», Он уводит Петра, Иакова и Иоанна в скорбь и тесноту повседневной жизни, потому что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11.12). Усилия и труды ни для апостолов, ни для нас, их учеников и последователей, коль скоро мы дерзаем называться апостольской церковью, ещё не завершились. И им, и нам предстоит долгий и трудный путь на нашу духовную родину, поэтому не станем останавливаться на полпути и умиляться тем, что уже достигнуто. Пойдём дальше! И пусть дивный Свет Преображения освещает эту нашу нелёгкую дорогу. Аминь.
19 августа 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
19.08.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.