Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
15.02.1998
15.02.1999
15.02.2000
15.02.2001
15.02.2002
15.02.2003
15.02.2004
15.02.2005
15.02.2006
Сретение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как в давние годы, на непостижимо-туманной заре Завета Ветхого, «сушу глубородительную землю солнце нашествовало иногда», то есть когда солнце впервые осветило дотоле скрытое под толщей воды дно Красного моря, по которому «немокренными стопами» безопасно прошёл народ Божий, так ныне чудесно и непостижимо старческими незрячими глазами узрел праведный Симеон Того, Кого ожидал он всю свою долгую жизнь, – «утешение Израилево» (Лк.2.25), Христа Господня.
И сразу, как только принял Его на свои слабые старческие руки Симеон, таинственно и невидимо по обе стороны Младенца встали две силы, две армии, два воинства: сыны Божьи, «чающие утешения Израилева», и сыны противления и соблазна, те, для кого Младенец Сей, сретаемый ныне во Храме Иерусалимском, был «в знамение пререкаемо» (Лк.2.34).
Ничьи глаза не могли видеть это тайное приготовление к битве: ни подслеповатые глаза дряхлого старца, ни ясные очи юной Матери; это роковое противостояние видело зоркое сердце Симеона-Богоприимца, предрекшего на долгие века вперёд: «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2.34).
Как страшно матери узнать, что Её возлюбленное Чадо станет предметом ненависти и вражды, злобного соперничества и яростных гонений! Не в этот ли миг впервые случилось то, о чём было проречено, что «пройдет оружие» (Лк.2.35) Её святую душу, для того чтобы открылись, наконец, «помышления многих сердец», ибо «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Мк.4.22)? Так свершилось по мудрому смотрению Божию, чтобы ложь не могла уже рядиться в одежды праведности, чтобы никто не смог объявить лукавство правдой, а зло – добром.
Сретение – Встреча со Светом, Который служит «к просвещению язычников» (Лк.2.32), – не обязательно вызывает у «просвещаемых» ответные светлые чувства. Свет может слепить, свет может освещать такие уголки, такие закоулки души, которые нам бы уж никак не хотелось видеть освещёнными, потому что зависть, предательство и похоть отнюдь не склонны представать перед судом Света в своём истинном обличье: привычная среда их обитания – маскирующие сумерки, их стихия – полумрак.
Не потому ли всё оружие мира ополчилось на Ту, Девственной чистотой Которой Сам Бог «вводит Первородного во вселенную» (Евр.1.6)? Ибо за что же ещё Симеоновым проречением «оружие пройдет душу» (Лк.2.35) Пресвятой Девы, как не за то, что Свет, принесённый Ею в мир, «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин.16.8)?
В Русской Церкви есть икона, которая некогда называлась «Симеоново проречение», – как раз в память о том пророчестве праведного Симеона Богоприимца, о котором он известил Пресвятую Богородицу. На этой иконе Матерь Божия изображена одинокой, без прильнувшего к Ней Младенца-Христа, без Своего Божественного Сына, отнятого у Неё злой силой. Зато в самое сердце Пречистой направлено семь острых кинжалов, символизирующих своим числом всю глубину Её воистину крестных страданий и напоминающих созерцателю о словах праведного старца, произнесённых им в Иерусалимском Храме, когда руки его обнимали Младенца, пришедшего в мир «грешныя спасти», но ставшего поводом для пререканий и соблазнов.
Икона эта в нашей Церкви имеет ещё и другое название. Русская церковная традиция именует этот образ Пресвятой Богородицы «Умягчением злых сердец», как бы указывая каждому из нас, одержимых гневом и злобой, на страшные результаты не общей греховности человеческого рода, а именно моего личного, индивидуального греха, который, подобно язвящему кинжалу, ранит душу Преблагословенной так же, как когда-то ранило Её созерцание Голгофской казни.
И в то же время этот образ пробуждает в нас надежду на покаяние, на изменение, на «умягчение» наших очерствевших грехом сердец. И ныне, вместе со всею Церковью встречая Младенца-Христа, мы веруем, уповаем и надеемся, что так же как некогда ранами Сына Пречистой мы все исцелились (1.Пет.2.24), так скорбями и слезами Её, способными умягчить наши злые сердца, мы все в конце концов спасёмся! Аминь.
15 февраля 2006 г.
Священник Сергий Ганьковский
15.02.2006
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.