Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ВОСХОЖДЕНИЕ."


УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Филиппийцам, гл. 2, ст. 5-11

   5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
   6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
   7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
   8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
   9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
   10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
   11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

От Луки, гл. 10, ст. 38-42, гл. 11, ст. 27-28

   38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
   39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
   40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
   41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
   42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
...
    27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
   28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Успение Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Цвет Успения – синий. Это цвет небесной чистоты и глубины, непостижимой и загадочной, и вместе с тем – видимой и чарующей. Это цвет Вечной Жизни, цвет бесконечного бытия и радости неувядаемой. Цвет Успения – это цвет той самой высоты, которая «неудобовосходима человеческими помыслы». Цвет Успения – это цвет той самой глубины, которая «неудобозрима и ангельскима очима». В празднике Успения, как и в цвете небесной лазури, нет мрака и отчаяния, нет бездны тоски и холода одиночества, хоть и оставляет нас ныне, восходя на Небеса, Та, Которой род человеческий усыновился у подножия Креста. Так по обещанному: «печаль ваша в радость будет» (Ин.16.20) – печаль не заполняет наши сердца, но изливается в церковных песнопениях праздника в радость и ликование об исполнении обещанного; ныне Дева, изумляя ангелов, «восходит от земли на Небо».

Это восхождение началось, когда слабыми Своими детскими ножками Богоотроковица бесстрашно преодолевала крутые ступени Иерусалимского Храма, ведущие Её во Святое Святых. Оно продолжилось на источнике в Назарете, когда Чистая Дева, поднимаясь по узкой тропинке, ведущей в гору, услыхала смутившее Её архангельское благовестие: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах» (Лк.1.28). Да, Она смутилась, и ведь как не смутиться, услышав слова о том, что Ты, «не знавшая мужа» (Лк.1.34), станешь Матерью, потому что «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1.35)! Но смутилась лишь на мгновение и – приняла эти слова в своё сердце, полностью забыв о себе и всеми силами души устремившись ввысь, на Небо, к Богу.

Матерь-Дева восходила на Небо, когда вместе с Сыном Своим и Богом несла тяготы Его служения людям, когда не имущий места, «где приклонить голову» (Мф.8.20), Её Божественный Сын скитался по скорбным дорогам Святой Земли «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2.Кор.11.27). Пройдёт время, и «все роды» (Лк.1.48) будут ублажать Её, но это случится потом, после блаженного и тихого Успения; пока же на родине Своих предков, в роде Своём и народе Своём, по неложному проречению блаженного старца Симеона, оружие пронзает душу Той, Которая смиренно и кротко разделяет Крест скорбного служения Своего Сына.

И, конечно, Она восходила на Небо, когда поднималась по страшному склону Голгофы. Не забудем, что Мать видела мучительную смерть Своего Сына! Попомним, что Она слышала Его последний крик, тот самый крик, после которого «и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись» (Мф.27.51,52)! Устояло только смиренное и кроткое материнское сердце, потому что Пресвятая Богородица оказалась верна клятве, данной архангелу: «…да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38).

Как устоять в вере, когда изуверились самые любимые ученики? Те, о которых Её Божественный Сын, указав на них рукою Своею, сказал: «…вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12.48-50). И вот эти самые «братья» разбежались в ужасе… Как сохранить надежду, когда Самый Сын Её в отчаянии взывает с Креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46)? Но сказано было однажды Неискусомужной Девой: «…да будет Мне по слову твоему». И верной этому слову Она осталась до конца! За то и удостоил Господь принять чистую душу Богородицы в святые Свои руки и вознёс Её телесно, первую из смертных, к Престолу Отца Своего.

Вот нам урок! Когда «рождённые женами» (Мф.11.11) до конца, до донышка, до последней капли исторгают из себя всё земное, тяжёлое и телесное, всё личное, всё себе принадлежащее, когда вся жизнь всецело и без остатка посвящена Богу, тогда и Бог сходит с Небес на землю, соединяясь с немощной человеческой плотью, потому что Ему есть, куда сойти, есть, где вселиться! Тогда Сам Господь приходит ко гробу Той, Которая всю Свою земную жизнь несла ясный огонёк Своего сердца ввысь к Божьему Престолу. Бог сходит в скорбный мрак смерти, и оказывается, что там, где Бог, – нет мрака, нет смерти, там только сон, только блаженное Успение, временное упокоение перед дивным и торжественным восшествием в Небесные Обители, в Свет невечерний. Тот самый синий Свет Успения, который разливается ныне таинственно во всём Божьем мире. Аминь.

28 августа 2003 г.

Священник Сергий Ганьковский

28.08.2003


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.