Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.05.1998
20.05.1999
08.06.2000
24.05.2001
13.06.2002
05.06.2003
20.05.2004
09.06.2005
Вознесение Господне.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Подумать только, сколько вранья в так называемой житейской мудрости! Сколько лжи в разного рода поговорках и присловьях: «Чему бывать – того не миновать», «на роду написано» или «от судьбы не убежишь». Такое впечатление, что все эти «перлы» возникли не в православном народе, верующем в Бога, ставшего Человеком, а в среде мусульман-фаталистов, чуждых самой идее свободы, которой Бог наделил человека. Я говорю об этом потому, что смертельной безнадёжностью веет от расхожего убеждения в том, что у каждого человека есть некая «судьба», некий заранее написанный Богом план жизни, и если в этом плане написано «в морг» – значит, в морг! Зачем же мы тогда молимся? Зачем мы тогда просим Бога не только об изменении участи живущих, но и о преложении Суда Божьего на милость нашим умершим братьям? Если всё решено заранее, если действительно «от судьбы не убежишь», зачем тогда бить поклоны, соблюдать посты? Зачем вообще все наши усилия, все наши надежды спасти свою душу, если всё уже навсегда предопределено?
Вера в Бога Живого, вера в Богочеловека Христа, умершего на Кресте, воскресшего и вознесшегося на Небеса, – несовместима с фаталистическими представлениями о том, что у кого-то «на роду написано» стать святым, а кому-то столь же неизбежно придётся помереть пьяницей и блудником. Пусть язычники верят в свою мифическую судьбу и гадают на кофейной гуще, что день грядущий им готовит, мы, празднующие сегодня Вознесение нашего Спасителя, верим Ему и надеемся не на капризные звёзды, а на Его любовь к нам, недостойным. Любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1.Кор.13.7), эта любвовь защищает человека в самых отчаянных обстоятельствах, в том числе и от него самого.
Сегодня, в день празднования Вознесения Господня, Церковь предлагает нам вспомнить это удивительное событие, свидетелями которого были избранные ученики Спасителя. И как когда-то они, апостолы ближайшего круга, так и мы теперь устремляем взор свой на небо. Что же мы надеемся обнаружить там, в таинственных соотношениях тварных светил? Что? Загадку жизни своей? Замысел Божий о себе? Или, может быть, нам, как язычникам, важно узнать через них нечто о своей так называемой «судьбе»? И так же как когда-то апостолам, и нам сегодня со страниц Книги Деяний звучит ангельский голос: «…мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1.11).
Зачем же мы смотрим на небо? Разве мы не знаем, что как ни привязывайся к земле, как ни старайся устроиться на ней наилучшим образом – Вечная Жизнь предстоит нам не здесь, не в этих земных лесах, не среди этих земных деревьев и трав, не в городах и весях земных, а в Горнем Иерусалиме, в «доме Отца нашего», где «обителей много» (Ин.14.2)? А раз мы знаем это, мы должны ясно понимать, что не земная наша «судьба» должна нас заботить, а та участь, которая ожидает нас в Вечности.
Церковь призывает нас пристальнее, внимательнее смотреть в Небо. Но не в то небо, полное прекрасных и загадочных звёзд, которое является предметом профессионального интереса астрономов и болезненной страсти астрологов. Ведь это материальное небо не вечно, как преходящ и весь тварный мир. И рано или поздно придёт день, когда взору человечества откроется, что «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр.6.12,13). Церковь зовёт нас помнить о Небе духовном, о том Небе, на которое вознёсся Господь. Совершенно очевидно, что преславное вознесение Его не было заурядным космическим полётом, восхождением от земной поверхности в межзвёздное пространство. Это было событие, сопоставимое с творением мира, когда из небытия творческим Словом Божиим был изведён свет. Так же и в день Вознесения отяжелевшей грехом материи Господь вновь вернул способность сиять и струиться подобно сияющему и струящемуся свету. Бог воплотился и стал человеком для того, чтобы открыть заблудившемуся человеку дорогу на Небо, чтобы вернуть ему надежду на Вечность, чтобы наполнить его скорбную жизнь высоким смыслом.
Для того чтобы увидеть это истинное, вечное Небо, вовсе не обязательно вооружаться громоздкими оптическими приборами, не нужно задирать голову вверх, рискуя свернуть себе шею. Для того чтобы увидеть Небо, на которое вознёсся Сын Человеческий, нужно пристально и внимательно заглянуть себе в душу.
Не только тело человеческое не вечно и тленно. Так же не вечны и тленны звёзды и галактики, и сколько на них не смотри, Истины, Красоты и Правды не высмотришь. Настоящее, вечное, нетленное Небо – в нашей душе, и нигде более. В той душе, которая дороже всех царств земных, потому что это за неё, за душу человеческую, умер на Кресте Спаситель мира. Аминь.
24 мая 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
24.05.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.