Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
30.08.1998
22.08.1999
10.09.2000
26.08.2001
15.09.2002
07.09.2003
22.08.2004
30.01.2005
31.08.2014
Неделя 12 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Редко кто сознательно и трезво решится не соблюдать заповеди нравственного закона. Нужно обладать известной решимостью отчаяния, чтобы спокойно и холодно отказаться от того, что составляет духовную основу человеческой жизни. Поскольку каждый из нас создан по образу и подобию Божию, до конца вытравить в своей душе этот образ не удастся никому, а значит, и от упрёков совести даже самому яростному богоборцу не убежать. Чаще всё-таки мы маскируем наши слабости и страсти, пытаемся оправдать их обстоятельствами жизни, дурной наследственностью, бесовскими происками, наконец. Всегда хочется выглядеть праведником, всегда хочется думать о себе хорошо, потому что очень уж трудно, до отчаяния горько знать о себе настоящую правду, осознавать свою падшесть, свою фундаментальную греховность до конца, до последней капли. Те, кому Богом дана такая способность, святые и праведные люди, как мы знаем, непрестанно плакали о своих грехах и так сильно, так мучительно переживали их, что подчас скрывались долой с глаз людских, гонимые стыдом и жаждой покаяния.
Царь и пророк Давид в своём молитвенном вопле к Богу говорит о себе: «Грех мой всегда предо мною» (Пс.50.5). А вот у молодого человека, о котором мы прочитали в сегодняшнем Евангелии, всегда перед внутренним взором собственная праведность: «всё это сохранил я от юности моей» (Мф.19.20), – торжественно заявляет он о правилах Закона, которые ни одному человеку на земле выполнить не удалось. Налицо тот самый «грех юности» (Пс.24.7), о котором говорит пророк. Грех, скажем так, духовного невежества, временами нечаянная, а иногда сознательная попытка отказаться от покаяния, утвердиться в собственной греховной правоте.
Почему духовно незрелый человек легко и страстно обвиняет всех вокруг, почему он просто и без затей судит весь мир, почему он, юноша разумом, легко «чужую беду разводит руками»? Да всё потому же! Не грех свой перед глазами его души, а собственная праведность, к действительной праведности не имеющая никакого отношения. Потому ему и хочется новых и чрезвычайных подвигов, что он ещё и не пытался «вынуть бревно из своего глаза» (Мф.7.5). Вот если бы попробовал, тогда бедняге стало бы ясно: не до жиру, быть бы живу! Тогда бы и понял он, что слова молитвы Господней, которой Спаситель научил апостолов: «Не введи нас во искушение» (Лк.11.4), – это и его личная, сокровенная и отчаянная просьба к Богу.
Христос устраивает честолюбцу простейшее испытание. Он просит молодого человека совершить действие неизмеримо меньше, чем те заповеди, которые тот якобы исполнял: отказаться от богатства. Ибо если ты уже возлюбил ближнего своего, как самого себя, чего тебе стоит отдать этому ближнему такой пустяк, как деньги? Если ты и вправду ищешь Жизни Вечной, жизни с Богом, тогда какой тебе интерес в этой жизни? Почему простое предложение следовать за Тем, Кого ты назвал «Учителем благим», вызывает у тебя тоску и печаль? Тут-то и ясно становится, что молодой человек, встретившийся Спасителю среди холмов Иудеи, не истины и правды искал, а попросту бахвалился, ожидая, что и Тот, Кому открыты «помышления многих сердец» (Лк.2.35), в ответ на ожидание похвалы и в самом деле похвалит.
Не так ли и мы, христиане последних времён, собираясь в церковь или вставая на молитву, ждём сладостных духовных переживаний, не так ли и мы, приходя на исповедь, ищем награды и одобрения, как школьник, хорошо выучивший урок, ожидает заслуженной пятёрки? Что же нам в действительности нужно: похвала окружающих, слава и почёт здесь, на земле, или Вечная Жизнь и вечная радость там, на Небе?
Боюсь, что более всего нам хотелось бы и здесь преуспеть, и там не опоздать, то есть и в этой жизни сохранить «большое имение», и в будущем веке оказаться в выигрыше. Однако ответ Христов на эти потуги однозначен и строг: «человекам это невозможно» (Мф.19.26). Невозможно служить «Богу и маммоне» (Мф.6.24), невозможно, получив «доброе твое в жизни твоей» (Лк.16.25), рассчитывать оказаться вместе с Лазарем на лоне Авраамовом. И, конечно, не потому, что Бог расчетливо мстителен, а только потому, что истинны и непреложны слова Господа: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6.21). А сокровище наше – совсем необязательно деньги.
В те небесные обители, куда ведут «тесны врата и узок путь» (Мф.7.14), не протиснуться с узлами, чемоданами и баулами, любовно собранными за долгую жизнь, туда не попасть со всем этим скарбом страстей, привязанностей и увлечений. На днях, в дни празднования Преображения Господня, одна раба Божия предостерегала свою знакомую от вкушения яблок до праздника: а не то – говорила она – не видать тебе яблочка в Царстве Небесном! Господи, да если б только яблочка! Там, в блаженной вечности, не только «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22.30), там, уж конечно, и не едят и не пьют, и если кто-то представляет себе Царство Небесное, как некий благоустроенный санаторий с пятиразовым питанием, того, боюсь, в будущем постигнет жестокое разочарование. Мы ведь затем и собираемся в храме, мы потому и молимся в тишине своих келлий, чтобы хоть на это короткое время молитвы отвыкнуть от земли и приобщиться к Небу. Потому что и радость, и счастье, и покой, и блаженство – всё то, от чего отказался богатый юноша, прикованный, как кандалами, к привычным земным удовольствиям, всё это в Обителях Отца нашего – для тех, кому скучно на земле, для тех, кто мечтает о Небе. Аминь.
26 августа 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
26.08.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.