Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ."


Неделя 13 по Пятидесятнице

1 Коринфянам, гл. 16, ст. 13-24

   13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
   14 Все у вас да будет с любовью.
   15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
   16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
   17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
   18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
   19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
   20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
   21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
   22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
   23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
   24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

От Матфея, гл. 21, ст. 33-42

   33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
   34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
   35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
   36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
   37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
   38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
   39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
   40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
   41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
   42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ.

Неделя 13 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда начинается утреня, после того как вся Церковь при погашенных свечах, как бы в предрассветном мраке, молилась за великой ектеньей, звучат радостные слова псалма Давидова: “Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне”. Эти слова – этот ликующий гимн новому дню – звучат как раз в то время, когда родился Христос, в то самое время, когда на пороге нового дня из мрака могилы у подножия Голгофы воссиял миру свет Воскресения. И в память об этих главных событиях Священной истории возжигаются церковные свечи, храмы озаряются рассветным сиянием, а церковные лики – хоры – оглашают радостным пением предстоящих и молящихся: “Не умру, но жив буду, и повем дела Господня!”

Но странно, заканчивается это торжественное и радостное песнопение утрени неожиданно: “Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла…” Камень, который отвергли строители, оказался самым главным, краеугольным, тем, на котором покоится всё здание. Таким образом, в этом торжественно-радостном песнопении появляется мотив отвержения, мелодия скорби. Так возникает в чинопоследовании утрени тема предательства.

Отношения Бога и человека трагичны с начала творения мира. Слишком быстро дети Божии почувствовали себя хозяевами положения. Слишком скоро вознамерились они выстроить жизнь в раю по своим чертежам, отвергнув, как досадную помеху, любовное водительство Божие, отбросив в сторону тот самый краеугольный камень, на котором должны были бы строиться отношения человека и Бога.

Так же стремительно – вы помните: не прошло и недели – жители Иерусалима выбросили пальмовые ветви, которыми они встречали Христа, забыли мелодичное и прекрасное слово “Осанна”, и уста их с ненавистью изрыгали только одно: “Распни Его!” Что же заставило граждан славного города так резко изменить своё отношение к Тому, Кого ещё пять дней назад они с восторгом именовали Царём Иудейским? Они ведь тоже мечтали нечто построить. Они мечтали построить своё национальное государство, свой родной дом, своё свободное от чужеземных угнетателей отечество. Мечты эти вполне законны, да беда в том, что эти люди, как и наши праотцы Адам и Ева, отбросили Божий замысел о себе, пренебрегли тем, что Бог им уготовал, и с угрюмой настойчивостью добивались своего: земной славы, здешнего царства, сиюминутного торжества своих представлений о правде, добре и справедливости. И эти строители тоже отвергли краеугольный камень. Опять человечество выбрало свою правду вместо правды Христовой.

Велик соблазн вспомнить теперь трагическую и печальную историю нашего отечества, предъявить суровый счёт предкам своим за погубленные храмы, за осквернённые души, за разорённую страну. Но, Боже, сохрани нас от этого! Сохрани нас, Боже, от попытки оправдаться чужими грехами, потому что оправдание – возможно только тогда, когда мы всерьёз заняты собой, своим несовершенством, своей злобой, своей жадностью.

Легче всего было бы думать, что притча о злых виноградарях, которую рассказал нам сегодня Христос, касается не нас, не сегодняшнего народа Божия, а только тех людей, чьи кости давно истлели, что это притча о том, как евреи, получив от Господа дивный сад – землю обетованную, погубили и замысел Божий о себе, и саму эту землю, убив слуг Божиих – пророков, распяв Сына Божия Иисуса Христа. Всё это чистая правда. Спаситель и впрямь предупреждает Свой народ о том, какова цена предательства. Но не только их, иудеев Палестины, предупреждает Христос. Он обращает эту притчу и к каждому из нас, живущих сегодня и здесь, вдали от полей и оливковых рощ Иудеи.

Бог ждёт от нас того же, чего Он ждал от Своих людей всегда. Апостол Павел удивительно ёмко описал это в своём послании к Галатам: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость воздержание” (Гал.5.22,23). Вот чего ждёт от нас Христос! Вот чего должны мы были бы искать и желать, вот о каких дарах молиться!

Если же не так, то как бы и нам не разделить участь и праотцев наших, и одержимых горделивыми похотями жителей Иерусалимских. Как бы и нам не уподобиться строителям, которые отвергли краеугольный камень. Как бы и нам, вслед за всеми поколениями строителей “светлого будущего”, не разделить ужасную судьбу злых виноградарей, о которых в сегодняшнем Евангелии сказаны беспощадные слова: “Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои” (Мф.21.41). Аминь.

29 августа 1999 г.

Священник Сергий Ганьковский

29.08.1999


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.