Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
24.09.2000
09.09.2001
29.09.2002
05.09.2004
18.09.2011
Неделя 14 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Три воскресения подряд Церковь предлагает нам задуматься о нашей вечной судьбе. Три воскресенья подряд за Божественной литургией читаются притчи и размышления Спасителя о Царстве Небесном. И каждый раз наш Бог предупреждает Своих учеников и апостолов о тех препонах и средостениях, которые встают между нами грешными и местом радости и успокоения, обителями счастья и истины.
Апостол Павел так пишет о своём чудесном посещении Небесных Селений нашего Отца: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор.12.2-4). Мудрейший и учёнейший из апостолов не может сыскать слов для того, чтобы описать своим слушателям непостижимую и несказанную действительность вечной жизни, потому что слабый человеческий язык предназначен для описания реальностей ощутимых и осязаемых, обстоятельств места и времени и вовсе не способен передать реальность запредельную, неосязаемую, вневременную.
Сын Божий, зная это свойство падшего человеческого разума, зная ограниченность способности человеческого познания узкими рамками тленной материи, говорит Своим ученикам притчами не для того, чтобы напустить туману и замаскировать истину. Наоборот. Он пытается выполнить задачу, оказавшуюся не по силам самому талантливому проповеднику, тому, кто «более всех их потрудился» (1 Кор.15.10), – апостолу Павлу. Наш Господь говорит притчами, чтобы у слушающего отверзлись уши, а у глядящего открылись глаза, чтобы уразумели читающие, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2.9).
Поэтому Господь сравнивает Царство Небесное, наше вечное пристанище, наш вечный дом, с брачным пиром. Ибо брачный пир – это триумф любви, праздник, посвящённый соединению прежде разделённого, торжество гармонической цельности и, в конечном счёте, образ, икона восстановления райского единства Бога и твари. Единства, которое рассёк и разрушил обольщённый Адам и которое теперь восстанавливает приносящий Себя в жертву Иисус. Это об этом Браке Вечного Бога и воцерковлённого человека, это об этом непостижимом единстве Церкви пишет апостол Любви и пророк-Боговидец Иоанн Богослов: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр.19.7). Жена Агнца – Церковь Христова – соединяется со своим Превечным Женихом, и Царь мира зовёт на это дивное торжество всех, кто однажды в ответ на вопрос Церкви: «Сочетаешься ли Христу?» – дерзнул ответить клятвенным: «Сочетаюсь!»
Однажды, давно это было, принёс человек клятву своему Богу. Клятву верности и любви. Поклялся человек в Таинстве Крещения умереть для греха и воскреснуть для святости, поклялся быть верным «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2.8). А Бог, вместо того чтобы призвать его к смерти, позвал на торжественный пир, на радость, на счастье, на ликование вместе с Самим Собой. Ну, а человек, некогда поклявшийся в верности, отказался войти «в радость Господина своего» (Мф.25.21), отказался в общем по простой причине: у него обнаружились иные радости. Он, как и некогда его праотец Адам, решил попытать счастья, ставши, как боги, «знающие добро и зло» (Быт.3.5). Жалкий в своём самодовольстве человек, по слову святого Афанасия Великого, впал в самовожделение, так, что предпочёл собственное созерцание божественному. Где уж тут помнить о приглашении на брачный пир! Где уж тут спохватиться и не забыть о некогда принесённых клятвах, о крещальных обетах, о вере и верности!
«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12.31), – говорит Господь Своим ученикам, и каждый из нас с ужасом и трепетом отыскивает в своей памяти нечто, что можно было бы квалифицировать как этот чудовищный грех. С некоторым даже облегчением мы узнаём, что Отцы и Учители Церкви почитали таковым «поношение религиозной истины, сопровождаемое внутренним сознанием её правоты», то есть человек, хулящий Духа, знает, что Бог зовёт его, но пренебрегает этим зовом, не желает слышать Голос Божий, предпочитая брачному пиру Агнца то – «поле свое», то – «торговлю свою» (Мф.22.5).
Почему мы так уверены, что после гласа «последней трубы» (1 Кор.15.52) мы легко и просто расстанемся и с «полем своим», и с «торговлей своей», если сегодня, и вчера, и третьего дня мы предпочитали заботы о теле и беседу с друзьями Таинственному Пиру, Священной Трапезе, которая ежедневно преподаётся всякому желающему на Божественной Литургии, совершаемой при служении Ангелов в нашем маленьком храме? Аминь.
9 сентября 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
09.09.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.