Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.02.1999
19.03.2000
04.03.2001
24.03.2002
16.03.2003
29.02.2004
20.03.2005
12.03.2006
13.03.2011
04.03.2012
Неделя 1 Великого Поста, Торжество Православия.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сколько раз за долгую свою жизнь слышит человек обращённый к нему призыв: «Иди за мной!» Сколько раз встаёт перед ним этот вопрос: идти ли ему, в самом деле, за зовущим или пренебречь призванием? И ведь кто только не зовёт, кто только не сулит удачи, счастья, процветания – «златые горы», одним словом! И действительно: идём, бежим, стремимся, влекомые зовом страстей, побуждаемые призраками свободы и познания. Свободы – от привычной зависимости, познания – неведомых ощущений. Совсем как блудный сын, бежим из дома Отца своего, чтобы окунуться в неизведанные наслаждения, увидеть невиданные дали.
Чем это по-настоящему кончается, удаётся узнать только в печальном финале жизни. Враг нашего спасения всегда использует один и тот же надоевший рекламный слоган: «Самое лучшее и почти даром!» Сколько раз за жизнь надо уткнуться в корыто с рожками, чтобы усвоить наконец, что он всегда врёт и не врать не может, потому что он – «отец лжи» (Ин.8.44)!
Зато какие сомнения, какие тягостные раздумья овладевают большинством из нас, когда голос Божий начинает звать нас так же, как в сегодняшнем евангельском чтении он призвал Филиппа из Вифсаиды: «Иди за Мной» (Ин.1.43)! Филипп не только не усомнился, он сразу, ещё до соответствующего поручения Христова, отправился исполнять свою апостольскую миссию: решился призывать и других! С удивительной простотой, а потому и убедительностью он развеивает сомнения и колебания окружающих: «Пойди и посмотри» (Ин.1.46), – вот его ответ на все недоумения и соблазны, вот решимость того, в ком воистину «нет лукавства» (Ин.1.47).
Чтобы быть таким вот бесхитростным и решительным учеником Христовым, потребно немалое мужество. Трусливый хитрован рассчитывает на несколько ходов вперёд, потому что никому не верит и пуще всего на свете блюдёт свою выгоду. На всякий зов Божий он отвечает вопросом: «А что мне с того будет?» Ибо ему – главное не прогадать, не продешевить. Сатане хорошо известно это печальное свойство падшей человеческой души, потому что он и сам такой. Это ведь только Спаситель говорит Своим последователям горькую правду: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15.20), не обещая златых гор на грешной земле, но призывая нас все свои надежды и упования возложить на «жизнь будущего века». Враг нашего спасения сулит немедленную награду: «…нет, не умрёте… вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3.4,5). Вот его обычная приманка, вот то, на что попались наши расчётливые праотцы, вот соблазн выгоды, который по-прежнему манит и нас, их скорбных потомков!
Нерасчётливая простота, детская доверчивость – удел святых. Они и впрямь, не мудрствуя лукаво, «идут и смотрят», подобно Нафанаилу, «в котором нет лукавства» (Ин.1.47), и по простоте своей, по прямой и ясной открытости правде получают радостное обетование своего Господа: «…истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1.51). Ибо мертво и молчаливо Небо для ищущих земных выгод, но живо и на самом деле «отверсто» для тех, кто с надеждой и упованием «будущего века» доверяет своему Господу.
По-русски «доверие» – это то, что предшествует самой вере, это подлинно до-верие. Только обладающие этим даром способны были сказать Спасителю: «…вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мф.19.27). Сомневающийся лжеименный разум изобретает всё новые и новые препятствия на пути следования за Христом, он требует новых доказательств, а получив их, вновь и вновь подвергает сомнению то, что уже, казалось бы, давно и прочно известно. Не только прямые враги Иисуса, но и некоторые Его ученики поддались искушению сомнения; так, по свидетельству апостола Иоанна, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6.66). Как прежде, так и ныне не все те, кого призвает наш Бог, доверчиво и решительно, отбросив сомнения, оставив прежние заблуждения, отправиляются вслед за Ним трудным и узким путём в Царство Вечной Жизни.
Доверяя Богу и не боясь ничего, можно незаметно для самого себя победить «запинающий нас грех» (Евр.12.1) и оказаться среди тех, кому при завершении Истории Царь и Судия скажет: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25.34). Тем, кто решился «придти и наследовать», предстоит долгий и трудный путь покаяния, поста и молитвы. Им понадобится много усилий, чтобы сохранить этот удивительный дар доверия своему Богу. Но и награда их будет велика, но и торжество их со всеми святыми в уготованном им Царстве будет вечным! Вот почему первое воскресенье Великого поста – праздник торжества Православия. Это праздник всех, кто бесхитростно и доверчиво следует за своим Богом, побуждаемый к этому простыми и незатейливыми словами Спасителя: «Иди за Мной». Аминь.
29 февраля 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
29.02.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.