Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
31.10.2004
30.10.1994
01.11.1998
31.10.1999
29.10.2000
28.10.2001
27.10.2002
27.10.2002
26.10.2003
30.10.2005
31.10.2010
Неделя 21 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В нашем языке есть выражение, которое мы часто используем, говоря о людях нравственно мёртвых. Мы говорим о них: “У этих людей каменное сердце”. Как правило, мы говорим так о тех, кого нельзя назвать христианами. А сегодняшнее Евангелие неожиданным образом заставляет нас по-новому услышать эти слова.
Господь рассказывает притчу о сеятеле, который вышел сеять. И вот некоторые зёрна попали на дорогу и были расклёваны птицами. Другие попали на каменистую почву и сначала взошли, но потом, поскольку не имели возможности укорениться в плодородной земле, быстро увяли. Наконец, третьи попали туда, где росли сорняки, и молодые побеги, заглушенные тернием, погибли.
Семя, которое сеет сеятель, – это слово Божие. И есть люди, которые с радостью принимают его, но, как каменистая почва не может позволить укорениться молодым побегам, так и люди эти не могут удержать слово Божие надолго и, когда приходит скорбь, тотчас соблазняются.
Совершенно очевидно, что речь тут идёт не о людях, чуждых Церкви: в притче говорится прежде всего о христианах – о тех, кто с радостью принимает Слово Божие, о тех, кто слышит его, слушает и принимает. Иными словами, люди с каменным сердцем – это не какие-то никому не ведомые сектанты или атеисты, это – мы с вами. Когда мы слышим Слово Божие – а уж мы-то его слышим, поскольку собрались здесь, а не в каком-то другом месте, – мы, конечно, являемся христианами, то есть теми, кто воспринимает Слово Божие. Но вот дальше Священное Писание говорит нам: они, эти люди, как каменистая почва, в которую попало семя, не приносят плода, потому что корня не имеют. Как семя не может проникнуть глубоко в землю, не может укорениться, так Слово Божие не может в этих каменных сердцах найти добрую почву для своего развития.
Это слово – о нас. Это мы не имеем корня. А ведь это мы с радостью приняли Благую Весть о нашем спасении, это мы поверили Богу! Потому мы здесь сегодня и стоим, потому и считаем себя верующими. Часто приходится спрашивать человека на исповеди или в другом случае: “Веруешь ли ты в Бога?” И человек говорит: “Верую, конечно же, верую!” Я помню, в молодости своему духовнику, монаху одному, точно так же сказал: “Я, батюшка, в Бога верую”. А он мне на это ответил: “И бесы веруют и трепещут, как говорит апостол Иаков...”
Давайте подумаем, что же это за вера такая, которую апостол сравнивает с бесовской верой. Это, видимо, и есть та вера, которая корня не имеет. Вот Господь сегодня нам говорит: “...упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают” (Лк.8.13). А теперь вспомним нашу жизнь, вглядимся в неё и подумаем: отпадали мы от веры или нет? Ответ прост. Если мы совершали грехи в нашей жизни, значит, отпадали, значит, предавали Христа. И происходило так только потому, что у нас нет корня веры.
Что же такое “корень веры”, что такое вера укоренённая, вера святых? Это вера, соединённая с глубоким покаянным чувством, вера, которая основывается на сознании, что человек сам по себе не может изменить своей греховной природы, не может преодолеть глубокую пропасть, которая после грехопадения разделяет его с Богом. Сам, своими силами человек не может вернуть себе бессмертие и радость вечного богообщения. Иными словами, сам себя спасти человек не может. Поэтому каждый из нас и всё человечество в целом нуждаются в Спасителе.
И вот, когда мы приходим на исповедь, давайте осознаем это: мы слабы и немощны, слабы потому, что не можем справиться со своим грехом, не можем отказаться от него. А ведь большинство из нас приходят на исповедь и говорят очень простые слова: “А у меня никаких особенных грехов нет!”
Вот сейчас, только что, когда я выходил к вам с Телом и Кровью Спасителя нашего, мы читали молитву: ”...яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз”. Я – первый из всех грешников мира!
Эти слова написал когда-то Святитель Иоанн Златоуст, великий пастырь Церкви. “Я – первый из грешников”, – сказал он о себе. Теперь пусть каждый спросит себя: если Иоанн Златоуст –первый из грешников, кто же тогда я?”
Стоит только подумать об этом серьёзно и ответственно, и, мне кажется, многим станет ясно, что, к сожалению, Бог, Церковь, молитва – всё это какой-то внешний признак нашей жизни, всё это не является существенной её частью. Всё важно для нас: дом, работа, общение с друзьями, огород... И это действительно существенные, важные проблемы. Но подумайте: любой городской храм летом наполовину пустеет, и пустеет вовсе не потому, что все уезжают в отпуск. Наши постоянные прихожане, как правило, далеко не ездят. Храмы пустеют, потому что нам не до Бога, у нас – огород... А ведь Спаситель наш в притче о званых на пир говорил о нас грешных, отказавшихся от общения с Богом, а ещё точнее, отказавших Богу, отвергнувших протянутую руку. Казалось бы, в первые осенние дни покаянные молитвы и воздыхания должны возобновиться с новой силой. Однако почему-то этого не происходит. И осенью, как и весной, священник чаще всего слышит одно и то же: “Во всём грешна, батюшка!” “Во всём” – значит: ни в чём, “во всём” – значит: не приставай ко мне со своими вопросами. Вот оно – полное неведение греха своего, полное непонимание своего отпадения от церкви. И человек начинает выдумывать, вымучивает какие-то слова, начинает рассказывать про своих родственников, какие они у него злодеи, а сам он – свят и чист. Вот оно, каменное сердце! Вот она, окаменевшая душа! Вот то, что в молитве называется “окамененным нечувствием”!
Что делать? Как избавиться от камня на сердце, как взрыхлить эту мёртвую почву души? Как сделать, чтобы Слово Божие, которое Господь сеет в наших сердцах, оказывалось в доброй почве, готовой принять его и взрастить?
“Покаяние” – это славянское слово, перевод греческого слова “метанойа”. В дословном переводе на русский язык “метанойа” – перемена сознания, изменение прежнего образа мыслей.
Раньше я думал о себе как о человеке хорошем, добром, приличном, теперь я уже давно так не думаю и, приходя в церковь, молясь Богу, прошу у Него… чего? Главная просьба каждого христианина: Господи, открой мне мои грехи! Дай мне их видеть во всём неприглядном ужасе. Дай мне увидеть болезнь моей души для одной только цели – чтобы я мог покаяться, чтобы я мог стать другим, мог переменить свои мысли, свои чувства, своё сознание, чтобы произошло то, что у греков, наших православных родителей, принесших христианство на Русь, называлось “метанойа”.
Вот наша задача, вот зачем мы в церковь ходим, – а вовсе не для того, чтобы отстоять службу или свечку поставить! Приходим мы сюда для того, чтобы оживить нашу умершую и окаменевшую душу, которая только себя видит праведной, а всех остальных – злодеями.
Да, нам предстоит трудная и тяжёлая работа. Запомним, что покаяние, “метанойа”, изменение сознания – это целожизненный процесс, это процесс, который происходит не только в тот момент, когда мы говорим: “Господи, я согрешил на Небо и пред Тобою, прости меня!” Этот процесс происходит всю жизнь, потому что христиане, которые регулярно ходят в церковь и регулярно исповедуются, хорошо знают, что если месяц назад покаялся в грехе, через месяц приходишь и опять в том же грехе каешься. Но, дорогие мои, ведь точно так же человек умывается! Вчера умывался, глядь, сегодня опять умываться надо. И завтра надо умываться, и послезавтра тоже... Иначе грязью зарастём. И вот, чтобы этого не было, чтобы душа не заросла грязью греха, нужно каяться каждый день. Молитесь вы вечером, читаете вечернее молитвенное правило, остановитесь, подождите, подумайте о том, что я сегодня плохого сделал, кого я сегодня обидел, кому я злое слово сказал, кому не помог, где я поленился сегодня, где соврал, где с кем пококетничал. И так постепенно, если мы будем заниматься этим каждый день, Господь, видя наше старание, наше терпение, наше стремление очиститься и стать лучше, пошлёт нам самую великую благодать –видение своих грехов.
Святые отцы плакали о грехах своих, Иоанн Златоуст назвал себя первым из грешников, а ведь он был – святой! Давайте подумаем об этом, и, может быть, тогда камень нашего сердца рассыплется и постепенно обратится в мягкую почву, и семя Слова Божьего, павшее туда, сможет принести плод сторицею. Аминь.
30 октября 1994 г.
Священник Сергий Ганьковский
30.10.1994
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.