Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
31.10.2004
30.10.1994
01.11.1998
31.10.1999
29.10.2000
28.10.2001
27.10.2002
27.10.2002
26.10.2003
30.10.2005
31.10.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Разумная агротехника выращивания сельхозкультур предполагает создание оптимальных условий для роста растений. Для получения хорошего урожая хлебороб не станет сеять куда попало, но только в подготовленную землю. Поля не располагают на пути транспорта и людских толп, камни при обработке почвы удаляются из пахотного слоя, а «терние» подавляется гербицидами.
Не так поступает Сеятель сегодняшней евангельской притчи. Он щедро сеет всюду - и при дороге, и на камне, и в добрую землю. Он адресует Своё слово, Свою благую весть всем, вне зависимости от «качества почвы», «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5.45).
Современное религиоведение считает, что сельское хозяйство, и в первую очередь, культура выращивания зерновых, возникло не из утилитарных гастрономических нужд, а вошло в повседневный обиход из ритуальных практик. Зерно первоначально использовалось в ритуалах, связанных с ожиданием произрастания жизни из смерти, служило символом, соединяющим человека с силой, побеждающей смерть.
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены» (Еф.2.4-5) - благим даром выводится человек от смерти греха к жизни вечной, даром возрождается на свет «умершее» в тёмных глубинах земли зерно, «и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2.8-9).
Человек своими силами не может разорвать объятий смерти. Бог, по любви Своей, предлагает ему эту победу как дар, зовёт выбрать не «путь смерти», но «путь жизни». Принятие и сохранение дара зависит от человека.
«Семя есть слово Божие» (Лк.8.11) - говорит Иисус, «и Слово было Бог» (Ин.1.1) - поясняет Его любимый ученик. Всеваемое в души зерно - не абстрактный рассказ или отвлечённое поучение, а Сам Бог, стучащийся в дверь нашего сердца, чтобы предложить спасение. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3.20).
Порою, однако, может показаться, что неприятие семени Слова Божьего, окаменелость почвы наших сердец, засорённость её сорняками страстей - внешняя, не зависящая от нас, приводящая в уныние данность. Не мы ведь, в самом деле, выбираем такие особенности «засеваемого участка» как свою наследственность, окружение и жизненные обстоятельства. Но, думается, для того и рассказана сегодняшняя притча, чтобы показать, что не перепахивая насильно нашей души, Всемогущий оставляет нам возможность со-действия, со-творчества, со-участия, то есть с-частья. Он не всегда готовит за нас почву и пропалывает терние. Он оставляет нам свободный выбор между унылым бездействием и методичным взращиванием полученного семени, между стремлением к комфорту и бесконечным выпалыванием своих пустых забот и наслаждений, между засухой покоя и поливом нежных ростков веры.
Таким образом, «те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце» (Лк.8.15), совершают волевой выбор содействия Богу, поддерживают росток, и потому «приносят плод в терпении». Терпении не только внешних тягот и скорбей, но и себя самих, своей немощи и постоянных падений. Не сумев в очередной раз достигнуть высот, вновь увидев своё несовершенство, важно не опускать рук, не отчаиваться в ожидании всходов как будто «умершего» зерна, не переставать надеяться на благодатную помощь Сеятеля, «ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2.10).
Аминь.
Священник Глеб Козлов
31.10.2010
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.