Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Проповедь "ОТДАЙ СЕРДЦЕ ТВОЕ МНЕ."


Неделя 22 по Пятидесятнице

Галатам, гл. 6, ст. 11-18

   11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
   12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
   13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
   14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
   15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
   16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
   17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
   18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

От Луки, гл. 10, ст. 25-37

   25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
   26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
   27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
   28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
   29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
   30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
   31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
   32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
   33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
   34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
   35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
   36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
   37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

ОТДАЙ СЕРДЦЕ ТВОЕ МНЕ.

Неделя 25 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Нет ничего случайного в мире – утверждает Церковь. И если это так, а я верю, что это так, то милосердный самарянин – ангел Божий, посланный Господом к человеку, пострадавшему от разбойников. Разве может что-либо случиться в нашей жизни – хорошего ли, дурного ли – без спасительного и заботливого промышления Божия о нас? Так, радость и болезнь, триумф и поношение, счастье и беды – всё это только тихий зов Божий, обращённый к человеку, погружённому в свои страсти и интересы, забывшему о Боге. Зов Божий, как веяние тихого ветра, должен бы оторвать нас от повседневности, от быта, от судорожного желания в очередной раз ублажить себя. “Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас...” Но труждающиеся и обременённые продолжают уныло копошиться в своих маленьких проблемах, толкуя о делах дня… И даже тогда, когда совершается потрясение, взрыв, боль, как удар молнии, пронзает человека и рушатся привычные устои бытия, лукавый раб, тем не менее, по-прежнему говорит господину своему: “Ты жнёшь, где не сеял... возьми Себе Своё”. Маленький и хитрый раб думает, что очень хорошо понимает своего Господина. “Что сделать мне, – спрашивает он, – чтобы малыми усилиями, минимальными затратами добиться главного: вечного блаженства, вечной жизни, Царства Небесного?” Это ведь не только иудейский законник из евангельской притчи спрашивает Бога. Это ведь и каждый из нас надеется, что выполнением каких-то строгих и чётких правил можно купить себе вечную жизнь. Если бы это было не так, разве бы мы интересовались так въедливо и назойливо перед каждым постом, как нам поститься? Что можно есть, что нельзя? А если гости придут, как нам быть? Случится ли нечто в нашей жизни: горе или радость, болезнь или удача, – первый вопрос: сколько свечей поставить и к каким иконам? Мы ведь народ простой, нам бы и правила какие-нибудь попроще. Чтобы особенно не напрягаться. Вот в чём смысл вопроса, который законник задаёт Спасителю. Вот в чём смысл и нашего с вами тщательно скрываемого желания превратить нашу христианскую жизнь просто в выполнение некоторых инструкций, с одним только условием, чтобы эти инструкции были, как говорится, “от сих, до сих” и ни на йоту больше!

А ведь так уже было однажды. Целому народу Бог дал правила, которые строго регламентировали каждый шаг каждого человека. Бог дал народу Своему Закон, который должен был привести этот народ из земли рабства в землю обетованную, из греха к праведности, из неволи к свободе. Но народ Божий Ветхого Завета, как и мы, народ Божий Нового Завета, часто, слишком часто относился к Закону Божию как к чему-то внешнему, постороннему, как к правилам техники безопасности на производстве: пока я на работе, это меня касается, но есть у меня и личное время, когда мне дела нет до правил техники безопасности.

Жизнь наша, к несчастью, разделена на время для Бога и время для себя. Нам всем вместе с этим ветхозаветным законником кажется, что на самом деле можно, живя для себя, занимаясь собой, время от времени вспоминать и о Боге, иногда, на досуге, потрудиться и для вечной жизни. Это, конечно, заблуждение! Хорошо, когда мы сами вдруг понимаем это и, тягостно спохватясь, пытаемся снова и снова начать жить для Бога всегда, а не по воскресеньям только! Если же этого не происходит, если мы, подобно нерадивому рабу из другой евангельской притчи, говорим своему Господу: “Ты жнёшь, где не сеял... возьми Себе Своё”, – тогда-то и происходит в нашей жизни нечто, что заставляет опомниться, спохватиться, вновь, как блудный сын, вернуться к своему Небесному Отцу.

Да, Господь ставит перед нами невыполнимые задачи; да, никто из нас, здесь стоящих, не в состоянии любить врагов своих, никто не в состоянии назвать своим ближним чужеземца, человека иной веры, как об этом рассказывается в сегодняшнем Евангелии. Нам бы научиться любить своих ближних, нам бы сподобиться почитать отцов и матерей своих, – где уж тут говорить о любви к врагам!

Но прыгающий через канаву должен смотреть не себе под ноги и не в глубину канавы, которую ему нужно перепрыгнуть. Нет! Чтобы не оказаться на дне, смотреть надо в точку приземления. Туда, куда мы должны прийти. Чтобы стать Божьими, нам необходимо постоянно совершать усилия сверх своих сил. Чтобы унаследовать Царствие, нам нужно забыть о “личном времени” и перестать делить свою жизнь на две, три, четыре части. Нам нужно хотя бы попробовать стать Божьими детьми. И даже если попытка эта окажется неудачной, нам нужно хотя бы под старость, на закате дней своих научиться, может быть, главному, тому, что сами по себе, своими силами мы спастись не можем. И когда мы научимся этому, тогда, как знать, вдруг да и сможем всеми силами души своей из глубины последнего отчаяния, отчаяния погибающих, закричать, взмолиться ко Христу Спасителю так, как никогда раньше не молились: “Господи! Спаси меня, ибо я погибаю!” Аминь.

29 ноября 1998 г.

Священник Сергий Ганьковский

29.11.1998


© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.