Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
29.11.1998
28.11.1999
26.11.2000
25.11.2001
24.11.2002
23.11.2003
28.11.2004
27.11.2005
28.11.2010
27.11.2011
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Многие толкователи Писания (Феофилакт и др.) видят в Иерусалиме сегодняшнего евангельского чтения не просто столицу древней Иудеи, а образное обозначение Иерусалима небесного, святого града, рая, то есть места, а точнее - состояния, в котором человек живёт с Богом и в Боге, облечённый в полноту Его милости и даров.
Но один из главных даров - свобода, и человек имеет возможность, воспользовавшись этим даром, выйти из небесного града и сойти, спуститься из рая в мир. Ушедший от Бога уходит и от подаваемых Им жизни, силы и радости и попадает в «пустыню», где легко становится добычей «разбойников», то есть своих страстей. Отказавшийся от райских даров совершает тем самым ошибку, промах, грех, который снимает с него брачные одежды, ранит его и лишь по милости Божией оставляет хоть и едва, но всё-таки живым.
И не стоит думать, что речь тут идёт только о людях пропащих и вконец опустившихся, а обычному человеку, живущему «как все», беспокоиться тут не о чем. В Откровении Иоанновом мы читаем: «ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3.17). И вот мы видим, что и священник «шёл тою дорогою», и левит тоже был «на том месте». Думается, они потому и не помогают израненному страдальцу, что, как и он, ушли от Бога, Который есть Любовь, и поэтому как и несчастная жертва разбойников, как и вопрошающий Иисуса законник, как, наконец, и все мы, не могут выполнить такую простую с виду заповедь - возлюбить Бога и ближнего, не могут, пожалуй, возлюбить даже самих себя.
Значит, уходя от града небесного, мы идём к разбойникам и в сражении с ними мы, если будем полагаться на самих себя, непременно проиграем, ведь именно надежды на себя, а не на Бога им и надо, ведь «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6.12). И может показаться, что шансов в этой брани у нас уже нет.
Но - и Иерихон в сегодняшнем отрывке, пожалуй, не только древнейший город в долине Иордана, но и город, расположенный всего в нескольких километрах от места Крещения Богочеловека, город, близ которого Спаситель был «в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною» (Мк.1.13). Не случайно толкователи видят в добром самарянине не только милосердного человека, взявшего на себя труд облегчения физических страданий другого, но и Самого Христа. Господь входит вслед за своим падшим, но неизменно любимым творением в пустыню богооставленности и смерти, претерпевает и побеждает искушения чтобы «избавить тех, которые ... через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр.2.15-18). Бог, как и самарянин, сжалился над избитым грехом человеком и, «подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» своей благодати «и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу», часто понимаемую как Церковь, «и позаботился о нём».
Более того, даже тому, кто заботится о страждущем не по своей инициативе, содержателю гостиницы, за плату служащему своему постояльцу, Он обещает сполна воздать во второе Своё пришествие за помощь ближнему.
И вот, в безнадёжной, казалось бы, борьбе у заблудившегося и одинокого человека появляется не просто союзник. Появляется Спаситель. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба» (Откр.3.12) «и отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21.4)
Сегодняшнее Евангелие спрашивает нас: «кто, ... думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Выходит, что ближним ему был Сам Бог.
И если, даже такие израненные и потерявшиеся, мы Богу ближние, свои, то уж конечно, не чужие мы и друг другу. И подтвердить эту включённость в круг своих, засвидетельствовать это избранничество хотя бы самим себе, мы можем лишь одним - следованием за добрым самарянином, который не теоретическими построениями, а делом показал, что значит возлюбить Бога и ближнего как самого себя.
«Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».
Аминь.
Священник Глеб Козлов
28.11.2010
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.