Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.05.2000
22.04.2001
12.05.2002
04.05.2003
18.04.2004
08.05.2005
30.04.2006
01.05.2011
Антипасха. Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос воскресе!
Вера наша не стоила бы и ломаного гроша, если бы на любое наше вопрошание немедленно находилось соответствующее несокрушимое доказательство. Вера наша никогда и никого не спасла бы, если бы истины, ею утверждаемые, доказывались при помощи логических комбинаций, подобно какой-нибудь математической теореме. Вера наша никогда не стала бы «подвигом добрым» (2.Тим.4.7), как назвал её апостол Павел, если бы её вечные и святые откровения можно было бы доказать при помощи достоверного и воспроизводимого эксперимента.
Говоря проще: человечество не спаслось бы, если бы каждый из нас имел возможность вслед за апостолом Фомой вложить перст свой в кровоточащие раны Спасителя. И хоть написано в Павловом послании: «вера от слышания» (Рим.10.17), – услышать не обязательно значит – поверить, потому что вера – не результат точного расчёта и не следствие неотразимых доказательств, а непостижимый дар Божий.
Вот и мы веруем в сверхразумную реальность Воскресения не потому, что об этом неоспоримо свидетельствует погребальная Плащаница Спасителя, и не потому, что именно накануне нашей православной Пасхи чудесным образом загораются лампады в кувуклии Иерусалимского храма Воскресения Христова. Фома ведь, хоть и клялся своим собратьям, что уверует только после того, как вложит персты свои в смертные раны Христовы, на самом-то деле так и не исполнил обещанного. Так и не дерзнул, как грозился, да и нужды не было, потому что, как сказал некогда Господь Своему первоверховному апостолу: «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16.17).
Мы тоже не «влагали перстов», мы уверовали в Воскресение Христово не благодаря Плащанице, а помимо нее, и если бы в Великую субботу не возгорался на Гробе Господнем Благодатный огонь, едва ли кто-нибудь из нас счёл бы это за доказательство тщетности наших упований. И здесь нет никакой нашей заслуги, ибо благодать веры получают даром, а не в обмен на некий духовный подвиг. Недаром же апостол Павел пишет своим единоверцам: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11.6). Дар тем и хорош, что даётся не за что-то, а просто так, даром.
Поэтому искание, собирание, коллекционирование чудес в каком-то смысле наивно и нелепо, ибо что можно поставить рядом с чудом Воскресения? Ничего. Потому что самое главное чудо в жизни каждого христианина уже произошло: он уверовал в то, чего не видел, он убеждён в том, что никакой формальной логикой доказать нельзя, он, хоть и не видел собственными глазами момента Воскресения, тем не менее, поёт за каждой утреней вместе со всей Церковью: «Воскресение Христово видевшее, поклонимся Святому Господу Иисусу».
Так уверовали все «не вложившие перста» вместе с апостолом Фомой. Так свидетельствуют о виденном, как о величайшей реальности, те, кто попросту не мог быть свидетелем того, о чём свидетельствует. Нам с вами всё это безусловно понятно. Те, кто не одарён благодатью веры, просто не могут этого вместить и говорят ученикам и последователям Христовым то же, что иудеи говорили Самому Спасителю: «теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?» (Ин.8.52,53).
Как доказать неверующему истины нашей веры? Как переубедить убеждённого в том, что всё равно «все в землю лягут, всё прахом будет»? Как объяснить отроду никого не любившему, что такое любовь? Как поверить не вложившему перста своего в раны Господа Иисуса?
Чем дольше живёшь в Церкви, тем больше убеждаешься в том, что самое главное чудо – это чудо веры, которую ни за какие деньги не купишь, никакими заслугами не заслужишь, которая зато даром и без меры даётся «нищим духом» (Мф.5.3), то есть тем, кто на собственном трагическом опыте убедился в тщетности всяких иных «чудес», всякого иного «богатства».
Для того же, кто ещё надеется на собственный разум, на собственные силы, на собственный опыт, для того, кто повторяет из века в век вслед за сомневающимся апостолом: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20.25), – для таковых и звучат сегодня слова Христовы: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20.29). Аминь.
30 апреля 2006 г.
Священник Сергий Ганьковский
30.04.2006
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.