Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
24.01.1999
28.01.2001
17.02.2002
25.01.2004
13.02.2005
05.02.2006
01.02.2009
06.02.2011
Неделя 32 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
“Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (1.Тим.5.8) – так пишет святой апостол Павел в Послании к Тимофею. Так что попечение о домашних, о своих, о людях близких – непременное качество христианина. А для чего, собственно, каждый человек совершает львиную долю усилий, для чего он полагает множество трудов, часто с ущербом для здоровья и душевного покоя, часто с “суетой и томлением духа” (Еккл.1.14), как не для того, чтобы те, кто ему дорог, родные и близкие его, имели всё для жизни и “имели с избытком” (Ин.10.10)? Общий ответ множества людей, и мужчин и женщин, и старых и молодых, и богатых и бедных, на не то чтобы упрёк, а просто совет священника, что надо бы мол в церкви хоть раз в неделю бывать: «Господь с Вами, батюшка! А работа? А дом? А дети?» И вот кажется, что эта наша всегдашняя отговорка получает свою санкцию в словах апостола. На самом деле, так только кажется. Ведь, если вдуматься, не о “столах” (Деян.6.2), не об одежде и яствах печётся тот, кто усыновил во Христе Спасителе язычников. Двумя строчками раньше в том же самом Послании к Тимофею апосол Павел указывает на способ попечения о близких. Он прост и прозрачен: “пребывание в молениях и молитвах день и ночь” (1.Тим.5.5).
Забота, она ведь разной бывает! И мытарь Закхей не ради себя одного обдирал собственный народ. Тоже, поди, оправдывался: семью кормить надо, дочек замуж выдавать, старость свою собственную, немощную и одинокую, как-то обеспечивать. И вот эти, в общем каждому из нас понятные и вполне сами по себе законные цели сделали из того, кто родителями своими назван был именем “Закхей”, что на иврите означает “праведность”, “справедливость”, – сделали из него беззаконника, преступника Закона, ненавидимого и проклинаемого соплеменниками. Вот вам и забота о ближних!
У англичан есть пословица, известная и нам, русским: “Мой дом – моя крепость”. И им, и нам, как и вообще всем людям, хотелось бы, чтобы дома наши были настоящей защитой всем в них живущим, чтобы на всех хватало еды и одежды, чтобы в тёмную ночь было в достатке света и в зимнюю стужу – тепла. Одним словом, хотелось бы, чтобы жизнь была благоустроена. Проблема, собственно, состоит только в том, как этого всего достичь. Что нужно сделать для того, чтобы жизнь моя и моих близких была достойна и безопасна?
Безумный богач из известной евангельской притчи вознамерился разрушить старые амбары и построить новые, чтобы туда поместился весь собранный урожай. Так он заботился о доме своём. Иерехонский начальник налоговой полиции Закхей сотрудничал с оккупантами и безбожниками и по их приказу отнимал последнее у своих соплеменников. Он тоже заботился о доме своём. Каждый из нас трудится “в поте лица своего” (Быт.3.19), как и повелел нам Бог, чтобы заботиться о доме своём. Но вот беда: душа богача будет отнята у него этой ночью, дом начальника мытарей Закхея едва ли устоит, когда разъярённая толпа соплеменников вознамерится свести со своим обидчиком давние счёты. Мы догадываемся, что беда или благополучие, счастье или болезнь, послушание детей или процветание семьи не всегда зависят от наших усилий. А если точнее, зависят они не только от наших усилий, но ещё и от того, что святые и праведные люди называли Промыслом Божьим о человеке, тем попечением Создателя о каждом из нас, которое имеет своим результатом не наш благоустроенный быт, а спасение нашей души.
Мытарь Закхей по-настоящему стал заботиться о своём доме не тогда, когда он тащил туда всё, что мог, всё, что “плохо лежало”, а только тогда, когда стал всё своё раздавать, расточать, “воздавать четверицею”, когда половину всего своего имения он отдал нищим. Только отказавшись от своего, он сподобился услышать от Господа утешительные, радостные слова: “…ныне пришло спасение дому сему” (Лк.19.9).
Хорошо бы и нам понять, чего мы на самом деле хотим – житейского благополучия или спасения души. Хорошо бы и нам осознать до конца, чего мы желаем нашим ближним, тем, кого любим, – благоустроенного быта или участи святых в Царстве Божием. Так и хочется на это сказать: Господи, а отчего же нужно обязательно выбирать между первым и вторым? Нельзя ли и первому поработать и о втором порадеть? Может быть, вполне допустимо, созидая в душе своей Царство Небесное, одновременно заботиться и о доме земном? Да можно, конечно! Можно! Но только нельзя забывать о соотношении приоритетов. Нельзя искать прежде уюта, а потом Царства Божия. А можно только так, как Господь заповедал: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф.6.33).
Христианство кажется парадоксальным тому, кто забыл о том, что жить нам вечно, и некоторые слова Христовы могут вызвать у человека нецерковного оторопь, как в своё время оторопели апостолы, когда услышали заповедь о браке: “если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться” (Мф.19.10). Однако мы с вами, “возложившие руки на плуг”, не убоимся и не опечалимся, но всегда будем помнить, что это к нам обращается наш Спаситель, когда говорит: “…кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее” (Мк.8.35). Аминь.
28 января 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
28.01.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.