Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
05.07.1998
27.06.1999
16.07.2000
01.07.2001
21.07.2002
13.07.2003
27.06.2004
17.07.2005
09.07.2006
10.07.2011
06.07.2014
Неделя 4 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда юноша выбирает себе спутницу жизни, когда невеста отвечает смиренным “да” на вопрос священника: “Имеешь ли желание доброе и непринуждённое и твёрдую мысль взять себе в мужа того, которого перед собою здесь видишь?” – всякий раз, когда совершается выбор из множества людей – одного, всякий раз этот выбор исполнен доверия, веры, надежды и любви. Молодые верят, что выбор их правилен. Будущие супруги надеются, что их совместная жизнь будет исполнена радости, потому что они любят друг друга, потому что готовы пожертвовать собой – он ради нее, она ради него. Но годы идут, житейские скорби множатся, и то, что когда-то представлялось легким и радостным, выходит на поверку трудным, тяжким, мучительным. Не каждая семейная пара выдерживает испытания брака, не все на деле осуществляют, делают реальным единство души и тела, таинственный союз двух, объединившихся в одно.
Не так ли и народы, избранные и призванные Богом, порой оказываются недостойными своей высокой миссии, изменяют своему Отцу Небесному, нарушают Завет, данный им Богом? Недаром апостол Павел сравнивает Церковь с невестой, а Христа – с женихом, недаром и Сам Господь в притче о разумных и неразумных девах использует тот же образ – образ Брака. Много раз в Евангелии сравниваются тайна семьи и Тайна Царствия, потому что ещё на заре человеческой истории, как о том повествуется в Ветхом Завете, Господь говорит людям, страдающим от одиночества и неприкаянности: “и приму вас Себе в народ и буду вам Богом” (Исх.6.7). Вот брак, таинственное соединение народа и Бога, вот то, что мы называем Церковью. Это не общественная организация, это не группа людей, собравшихся для того, чтобы “удовлетворить свои религиозные потребности”, не место, где нужно, неизвестно для каких целей, ставить свечки перед образами. Церковь – это Народ Божий. Именно так говорит о ней апостол Пётр: “Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы”(1Пет.2.9,10).
И вот когда этот народ изменяет Богу, подобно тому, как жена изменяет мужу, тогда никакие чудеса, никакие воскрешения мертвых, никакие исцеления не могут растопить лёд человеческих сердец, тогда в сердцах этих поселяется злоба, которая, в конце концов, вырывается в хриплом крике: “Распни, распни Его!”
Ещё не совершилось самое главное предательство. Ещё Народ Божий не подтвердил своё отпадение от благодатного избранничества страшной клятвой: “кровь Его на нас и на детях наших” (Мф.27.25), а Господь-Сердцеведец уже предупреждает тех, за кого Ему предстоит умереть: “Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”(Мф.8.11,12). Он предупреждает их о страшных последствиях измены, Бог предупреждает Свой народ, “сынов царства”, что святое место Царства Небесного не останется пустым, его заполнят пришедшие с востока и запада, и им, бывшим язычникам, предстоит стать Новым Израилем, новым Народом Божиим.
И вот мы, “некогда непомилованные, а ныне помилованные”, мы, чьи деды и прадеды пытались построить на земле новый безбожный мир, мы, ничем нами не заслуженным чудом Божьего милосердия, вновь дерзаем называть себя Церковью, вновь пробуем стать Народом Божиим, вновь пытаемся усыновиться Богу, потому что нам в нашем безбожии стало тягостно и одиноко, как на чужбине в плохую погоду.
И мне кажется, надобно нам помнить печальную участь тех, кого Бог давным-давно усыновил, но кто тем не менее сыновство своё, первородство своё продал за чечевичную похлёбку, за политические притязания, за мусор сиюминутных выгод, за то, чтобы променять реальное величие Народа Божия на иллюзорное величие могущественного государства. Ибо сказал Господь этому народу: “Царство Мое не от мира сего” (Ин.18.36), но иудеи предпочли государственную независимость Вечной Жизни и потому не приняли Христовой проповеди.
У нас, у членов Церкви Православной, тоже есть соблазн стать деятельными борцами за могущество нашей страны; мы, к сожалению, слишком часто забываем, что наша цель – стяжание Духа Святого, а не ублажающее нашу национальную гордыню желание стать самыми сильными и уважаемыми в мире. Разумеется, одно другому не мешает, но только в том случае, если мы всеми силами души нашей станем бороться с личными грехами, станем искать не покойной и сытой жизни, а Царства Небесного и славы его. Тогда, по слову Спасителя, всё остальное приложится нам. Когда милосердие к сирым и малым мира сего станет нашим духовным приоритетом, когда мы, подобно римскому сотнику, заплачем о скорбях ближнего своего, всё воздастся нам по вере нашей, всё у нас получится.
А не то как бы не услыхать и нам, забывшим о Небе, грозное предупреждение нашего Спасителя: “сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”. Аминь.
27 июня 1999 г.
Священник Сергий Ганьковский
27.06.1999
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.