Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
31.05.1998
23.05.1999
11.06.2000
27.05.2001
16.06.2002
08.06.2003
23.05.2004
12.06.2005
04.06.2006
05.06.2011
01.06.2014
Неделя 7 по Пасхе, святых Отец.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Грешный человек так устроен, что весь мир меряет на свой аршин. Иногда это хорошо. Не знай мы на собственном горьком опыте, что такое боль, одиночество, скорбь, едва ли мы смогли бы тогда пожалеть даже и самого близкого человека, не говоря уж и о «внешних». Поэтому-то по Божьему милосердию, по благодати Божией мы способны, хоть иногда, хоть ненадолго, переживать чужую беду, как свою, поэтому по милости Божией мы в состоянии если и не плакать вместе с плачущим, то хотя бы немного утешить его, утереть его горькие слёзы. Может быть, из-за этой нашей Богом данной способности к сочувствию мир и жив до сих пор, а люди, как ни стараются, не пожрали самих себя, как пауки в банке.
Однако поскольку человек грешен, то есть испорчен, сломан, повреждён предательством праотцев и собственным медлением в соблазнах и искушениях, постольку и всё доброе в нём повреждено этой страшной язвой греха, этим всеобщим тлением и распадом. И нет в нашей бедной душе, нет в соблазнённом гордыней разуме нашем ни чувства, ни мысли, ни побуждения неотравленного грехом, неискажённого самостью. И то переживание солидарности и сочувствия, которое так уместно в отношениях к себе подобным, то есть ко всему тварному миру, даже это доброе чувство может завести человека в безысходный тупик, когда он пытается мыслить в тех же категориях тварности и о Творце мира, о Боге.
В самом деле, мы все помним обращённые к апостолам слова Спасителя, которые читались за богослужением три дня назад в праздник Вознесения: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24.39). Как легко, услышав такое, помыслить о Боге как о человеке! Как просто, увидев страшную смерть на Кресте Сына Божия, впасть в ужас и безнадёжность: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк.24.21)! Мы надеялись, а Он – умер…
Трудно грешному человеку, думая о Боге, остановиться в благоговейном трепете и смиренно признать, что Имя Божие есть Тайна, что «в лукавую душу не войдёт премудрость и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем.1.4), что для того, чтобы постичь Бога, необходимо, не больше не меньше, уподобиться Ему! Трудно признать себя неспособным богословствовать, потому что грешен. Трудно тянуться к Истине, куда как легче попытаться, как пригибают ветку яблони, чтобы добраться до плодов, пригнуть её к себе, приспособить к своему повреждённому уму, адаптировать до неузнаваемости, а затем и объявить во всеуслышание: Бог таков, каким я Его себе представляю.
Одна беда: Бога представить нельзя. Потому что «представить» – это ведь, буквально, «поставить перед собой». Пусть-ка, кто хочет, попробует! Бог выше всякого нашего представления и понимания. Тварь не может анализировать Творца. Тварь может смиренно принять то, что Творец Сам открывает о Себе.
Бог знает о наших бедах, Он ведает немощь нашу. Поэтому в сегодняшнем Евангелии, которое завершает цикл пасхальных евангельских чтений, Он открывает всем Своим ученикам удивительную Истину о Себе: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17.1.3). Жизнь вечная – это жизнь с Богом. Жизнь вечная – это жизнь со Христом и во Христе. Потому что, как сказал Сам Спаситель: «Я и Отец – одно» (Ин.10.30).
Эта истина, так очевидно, казалось бы, следующая из слов Господа, оказалась «камнем преткновения и камнем соблазна» (Рим.9.33) не только для скептических книжников Израиля, но и для множества тех, кто искренне почитал себя учениками Христовыми. Вот уже два тысячелетия, одержимые ложным благочестием и основываясь на выводах собственного, повреждённого грехом разума, они пытаются уверить и себя, и всю Церковь, что Сын есть Творение Отца. То есть что Спаситель и Искупитель мира сотворён так же, как сотворены ангелы, люди и бессловесные. Идея проста и бесхитростна столь же, сколь и ложна. Но так думать – проще! Раз мой сын не то же самое, что я, значит, Сын Божий не то же самое, что Бог. Так лжеименный и гордый человеческий разум, забыв о своём греховном повреждении, дерзает «представлять» себе того, кого он именует «богом».
Потому сегодня, читая дивные слова Христа о Себе и об Отце, мы вспоминаем святых Отцов Православной Церкви, которые жизнью своей, подвигом самоотречения и любви сумели достичь того самого уподобления Богу, которое и позволило им постичь всю глубину Божьего замысла о спасении человека. Мы вспоминаем сегодня преподобных и богоносных Отцов Первого Вселенского Собора, среди которых были и Святители Спиридон Тримифунтский, Сильвестр Римский и, торжественно прославленный нами на прошедшей седмице, угодник Божий Николай, архиепископ Мир Ликийских. Мы молитвенно вспоминаем их, потому что в силу своей личной святости они не только смогли познать Бога, но и нам, и всей Церкви передать это удивительное знание о Боге-Сыне, Единосущном Богу-Творцу, Который воплотился и вочеловечился «нас ради человек и нашего ради спасения». Аминь.
27 мая 2001 г.
Священник Сергий Ганьковский
27.05.2001
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.