Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
07.06.1998
30.05.1999
18.06.2000
03.06.2001
23.06.2002
15.06.2003
30.05.2004
19.06.2005
11.06.2006
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Три тысячи лет тому назад среди красных скал и синего неба на богошественной горе Синай пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому надлежало жить народу, Богом усыновлённому. Закон этот не был изречён человеческими устами, но начертан огненным перстом Божиим на каменных плитах – скрижалях. Он должен был стать руководством народа Божия, его путеводителем к Земле Обетованной, к тому месту, где народ-странник, народ-изгой должен был получить чаемое упокоение. Это произошло на пятидесятый день после драматического Исхода евреев из Египта, их чудесного избавления от рабства и погибели.
День дарования Закона, пятидесятый день после еврейской Пасхи, праздновался народом Божиим как праздник Кущей. Кущи – шатры, палатки, в которых странствующий народ расположился у горы Синай в то время, как их вождь и пророк Моисей на вершине Синая получил от Бога Скрижали Завета. И вот по установлению Божию в память о сорокалетнем странствии люди покидали свои дома и поселялись в шатрах, палатках – кущах. Кроме того, в знак благодарности за великие благодеяния Господа израильтяне украшали свои жилища и самый Иерусалимский Храм ветвями растений и букетами цветов.
Сегодня православные храмы в России, как и в других странах мира, украшаются, как некогда украшался Иерусалимский Храм, и причина этого украшения всё та же: мы благодарим Бога-Спасителя за то, что мы, Народ Божий, Новый Израиль, Православная Церковь, люди, соединившиеся с Богом в Таинствах, обрели, как некогда Израиль Ветхий, смысл нашего существования, получили возможность Вечной Жизни, возможность спасения. Сегодня день усыновления всех нас Богом, сегодня день рождения нового народа – Церкви Христовой.
Бог не отменил Закона после Воплощения Сына Божия. Господь Иисус Христос восполнил Закон. Он так и сказал Своим ученикам: “Не думайте, что я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить”(Мф.5.17.). Слово “исполнить” имеет ещё одно значение, которое мы, в нашей эстрадной культуре, как-то забыли: исполнить – значит сделать полным, совершенным, восполнить.
Закон Ветхий дан был евреям для того, чтобы руководить их в землю Обетованную, в землю, текущую молоком и мёдом. Закон Христов долженствует руководить Новый Израиль, Церковь Христову, на Небо, в Царство Небесное, ибо человеку, созданному по образу и по подобию Божию, – тесна земля. Ему, как сыну Божию, потребно Небо.
И вот по удивительному, непостижимому замыслу Спасителя нашего после Вознесения Господня, в день Пятидесятницы произошло это окончательное исполнение Закона: Дух Святой сошёл на апостолов и силою Своей Благодати превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной Премудрости людей в то, что позже апостол Павел назовёт “столпом и утверждением Истины”, – в Церковь Христову! Некогда дрожащие и косноязычные стали бесстрашными и пламенными проповедниками, некогда скрывавшиеся за стенами своих домов “страха ради иудейска” вышли на площади городов, предстали пред жестокими языческими правителями, ничего на боясь и ни в чём не сомневаясь, с проповедью радостной Вести о Вечной Жизни, ибо “евангелие” по-гречески – это и есть “радостная весть”. Весть о примирении человека с Богом, весть о спасении от вечной смерти. Так действовала и действует благодать Духа Святого, “Иже от Отца исходящего”, в Теле Христовом – Его Церкви.
Любовь, восполняющая Закон, не может совершаться человеческими усилиями. Ей мало формального запрета “не убий”. Она говорит: “Возлюби врага”. Любви мало юридической нормы “не укради”. Она требует: “Отдай последнее ближнему”. Любовь призывает нас совершить немыслимое: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.
Разве сам человек, своими силами способен совершить подобное? Но “Божественная Благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи”, неизменно действует в Церкви с того самого дня Пятидесятницы вплоть до сего времени. Дух Святой, а не мы сами, молится в нас. Дух Святой, а не священник совершает Таинства Церкви. Дух Святой, Саму Церковь Христову создавший, хранит Её доныне так, что не могут Её одолеть врата ада.
И если евреи так благодарили Бога за Его благодеяния, если они так украшали дома свои и Храм цветами за Землю, то что же мы, христиане, должны воздать Ему сегодня за Небо, отверстое нам? Какие букеты принесём мы нашему Богу?
…Но, смутясь, скажу: “Прости!
Прости нас, Боже! Мы пришли оттуда,
Откуда и пойти-то было чудо.
Наш дар, он весь – в горсти”.
Наш дар, он весь в горсти, как у той бедной вдовы, что положила две лепты в сокровищницу Храма. Поступим же и мы так, как она. Всё, что у нас есть, все наши слёзы и радости, всё наше ещё не реализованное покаяние, всю нашу надежду и веру – отдадим Ему, потому что это не наше – Его. Аминь.
7 июня 1998 г.
Священник Сергий Ганьковский
07.06.1998
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.