Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
09.08.1998
01.08.1999
20.08.2000
05.08.2001
25.08.2002
17.08.2003
01.08.2004
21.08.2005
14.08.2011
Неделя 9 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поразительно, теперь даже футболисты перед тем, как ударить по мячу, осеняют себя крестным знамением! Неужели и впрямь столь ошеломительное благочестие одолело и людей, чья профессия так, кажется, далека от христианского отношения к жизни? Или, может быть, этот жест стал просто признаком хорошего тона, а то и – ещё того хуже – магическим действием, сообщающим правой ноге центрофорварда особую меткость и силу? Хотя, впрочем, что ж удивляться, история Церкви знает случаи гораздо более поразительные: некий разбойник, всякий раз собираясь на своё гнусное дело, молился перед образом Божией Матери словами архангельского приветствия, пока наконец, в ответ на это вопиющее глумление, на иконе из открывшихся язв на теле Младенца-Христа не заструилась алая кровь… А повсеместно ныне мироточащие иконы? Не напоминают ли они всем нам, что и мы, православные, уподобились этому разбойнику, и мы уподобились людям, о которых Сам Спаситель сказал решительно и жёстко: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф.15.8,9). Мы-то вот всё радуемся, видя капли святого мира на иконах, а нам бы, грешным, может быть, надо было бы и устыдиться, ибо не тот же ли это случай, когда мы, точь-в-точь как тот самый разбойник, готовы использовать данную нам святыню Церкви для дел нелепых и ни с чем не сообразных.
На днях некая женщина, ставшая случайной свидетельницей моего разговора с другой «захожанкой», которой я объяснял, что нужно делать, чтобы крестить её младенца, не выдержала длинного перечня тяжких обязанностей христианина и прямо, не стесняясь, спросила меня, а нельзя ли крестить её ребёнка просто формально. Она так и сказала – «формально», по простоте своей не понимая, видимо, что в данном случае слово «формально» тождественно понятию «ложно», «лукаво», «путём обмана»! Она почему-то очень обиделась, когда я сказал ей, что мы можем крестить только тех детей, которых будут воспитывать в православии их верующие родители. «Мы все – верующие», – гордо заявила она мне на прощанье.
Бедняжка, наверное, не читала отрывок из Евангелия от Матфея, который прозвучал сегодня за литургией: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку» (Мф.14.22). Вспомним: лодка, корабль, ковчег – издавна были символами, образами Церкви, таинственно спасающей своих членов среди бурных волн «моря житейского». Наш Бог, «не хотящий смерти грешного» (Иез.33.11), заставил Своих учеников взойти на этот корабль, конечно, зная, что предстоит им пережить в грозную штормовую ночь плавания по бурному морю. Наш Бог хочет, чтобы те, кто считает себя верующими в Него взошли на этот корабль, вошли в Церковь Христову, которая одна только способна спасти среди бушующего моря страстей заблудшую душу человеческую, которая одна только может управить ее в тихую пристань Царства Небесного. И каждого из нас Бог понуждает сделать это.
Если мы действительно верим нашему Богу, если мы на самом деле любим Его, как и заповедано «всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22.37), тогда, конечно, как бы страшно нам ни было, какими бы опасностями или, скажем, неудобствами ни грозило нам пребывание на этом церковном корабле, мы всё же вступим на его колеблемую «вихрями враждебными» палубу и – останемся, пребудем на нём, не особенно рассчитывая на комфорт и безопасность. «Претерпевший до конца спасётся» (Мф.24.13); готовый пережить ужас бурной ночи встретит среди адского штормового мрака своего Господа; с ужасом, но и решимостью рискнувший войти в Церковь непременно услышит утешающий и ободряющий голос Спасителя: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14.27).
Как же взять на борт этого корабля, уходящего в штормовой мрак, человека, который, по слову поэта, «брать преград не обещал»? Как соединяться в единство Тела Христова с тем, кто никогда и не собирался рисковать собой в трудном и опасном путешествии? Как положиться в беде и ужасе бури на того, кто заранее говорит: «Я всего лишь формальный член этой команды, и случись что, непременно сбегу»? Как можно начинать жизнь младенца на земле с откровенного и заведомого вранья? Как, наконец, объяснить всему множеству соискателей благодати Таинства Крещения, что новокрещённый раб Божий не больше Господина своего, а Господин на этом свете не обещает ни удобств, ни удовольствий, но прямо говорит Своим последователям: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15.20)? Бог хочет от каждого из нас подвига, а не формальной принадлежности к корпорации. И тому, кто хочет креститься «формально», уж лучше не креститься вообще, хотя бы потому, что «раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12.47,48). Аминь.
25 августа 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
25.08.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.