Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
13.01.2002
12.01.2003
11.01.2004
09.01.2005
08.01.2006
09.01.2011
Неделя по Рождестве Христовом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15.20). Эти слова Спасителя нашего приходят на память сегодня, когда мы радостно и благоговейно празднуем Его Рождество. Он ещё не родился, Он ещё только соткался от Духа Святого в честнейшей утробе Девы Богородицы, когда тот, кто был поставлен хранить Её Девство, тот, кого Церковь именует «Праведным», святой Иосиф Обручник, уже помыслил об изгнании. Мы слышали эти слова евангельские в святую ночь Рождества: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф.1.19). По праведности своей, по мягкосердечию своему он захотел было отпустить Матерь Божию на волю из своего дома, чтобы не совершилась над Ней страшная казнь, чтобы не побили Её камнями, потому что помыслил о Ней, Честнейшей Херувим, нечто дурное. Но спросим себя: куда захотел отпустить Праведный Иосиф Пречистую Деву Богородицу, одну, никому не нужную, с Младенцем под сердцем? В пустыню, в чистое поле, на все четыре стороны?
Мы знаем, что Ангел Господень, явившись ему во сне, не дал совершиться страшной ошибке. Но прошло совсем немного времени, и не родившийся ещё Бог вновь оказался лишним на этом празднике жизни. В городе предков, который «ничем не меньше воеводств Иудиных» (Мф.2.6), в Вифлееме, Ему не нашлось места среди людей, и потому бессловесные скоты окружали Его младенческую колыбель; не дом, не человеческое жилище, а пещера сделалась первым обиталищем Бога, первым Его пристанищем, как бы прообразующим другую, скорбную, пещеру – склеп на склоне смертной Голгофы.
В отечестве Своём и роде Своём, среди сродников и знаемых Своих, Он был как чужой и в лучшем случае вызывал неприязненное раздражение. «Откуда у Него такая премудрость и силы? – недоумевали Его соплеменники из города Капернаума, – не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем» (Мф.13.54-57). Они соблазнялись, они злились и завидовали, а одинокий Сын Человеческий шёл по земле Своего народа, «как написано о Нем» (Мк.9.12). Шёл Он по каменистым дорогам Палестины, хоть и сопровождаемый толпами, хоть и теснимый отовсюду народом, но чудовищно одинокий, непонятый, непринятый. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1.11), – пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов. «Свои» из Назарета, из города, в котором Он «не совершил… многих чудес по неверию их» (Мф.13.58), попросту «исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк.4.28,29).
«Если Меня гнали, будут гнать и вас». Сегодня мы вновь читаем Евангельское повествование о том, как «гнали» нашего Бога. Вслушиваясь в горестный рассказ о ночном бегстве в Египет, поминая четырнадцать тысяч невинных Вифлеемских младенцев, первых из неисчислимого сонма мучеников за Христа, мы вновь и вновь осознаём, что мы – Церковь Бога гонимого, Бога Изгнанника, Царство Которого «не от мира сего» (Ин.18.36). Радостные дни праздника Рождества Христова завершаются печальным мотивом гонений и скорби: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2.18).
«Если Меня гнали, будут гнать и вас». Коли мы Христовы, то и над нами исполнится это обетование гонений. Дело вовсе не в том, что Ирод и Диоклетиан, Сталин и Хрущёв из могущественных владык превратились в призрачные тени преисподней. «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6.34), найдутся и на наш век новые гонители, обрящутся и на нашу долю «жестоковыйные ироды», ибо, как предупреждал святой апостол Павел своего возлюбленного духовного сына, апостола Тита: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2.Тит.3.12). Поэтому выбор, который всегда, во все времена предлагался христианам, один и тот же: быть со Христом, то есть быть гонимым и унижаемым, осмеянным и преданным, или быть против Христа, то есть быть с теми, кто смеялся, с теми, кто предавал, с теми, кто гнал.
Ведь для того, чтобы очутиться в толпе, истошно орущей: «Распни, распни Его!», – вовсе необязательно перенестись на две тысячи лет назад и оказаться среди яростной иерусалимской черни, которая «любить умеет только мёртвых». Для того, чтобы предать Спасителя, чтобы в очередной раз изгнать Его из своего сердца, «довольно для каждого дня своей заботы», достаточно просто в своей ежедневной борьбе с грехом оказаться на стороне греха, на стороне зла, похоти, жадности и чувства мести. Когда все эти «прелести» наполняют душу, где в ней место Христу, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами» (2.Кор.7.14-16)? Поэтому, вспоминая сегодня тысячи невинно убиенных младенцев, спросим себя, нет ли и на наших руках их крови? Аминь.
13 января 2002 г.
Священник Сергий Ганьковский
13.01.2002
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.