Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
04.11.1994
21.07.1999
04.11.1999
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В житии преподобного Антония Великого рассказывается о том, как по окончании духовной брани с нападающими бесами, брани, во время которой святой буквально изнемогал от искушений и соблазнов, – он, в тоске и ужасе, воззвал ко Господу со словами: ”Господи, где же Ты был, когда я так страдал и мучился!” И Бог ответил ему: “Я был рядом, и видел, как ты мужествуешь”.
Это повествование, братия, показывает нам, что Бог никогда не оставляет нас. Бог всегда рядом. Он не всегда нам сразу помогает, но у этого замедления безусловно есть какая-то цель. Может быть, Он делает это для того, чтобы укрепить нашу решимость. Может быть, для того, чтобы в борьбе с искушениями окрепла наша вера.
Я вспомнил сегодня об истории святого Антония потому, что 382 года тому назад, день в день, в нашей стране произошло удивительное событие. То было время, которое современники и потомки назвали Смутным, потому что в России тогда царствовали смута, безвластие, безначалие. Этим воспользовались иноземные завоеватели. Они вошли в нашу страну, разоряли наши дома, глумились над нашими святынями. Им даже удалось занять Москву, престольный град государства Российского, и разрушить привычные устои православного бытия нашего народа.
И что же люди? Что же народ русский православный? Большинство русских поняли, что Бог попускает эту скорбь за грех богоотступничества; народ осознал, что любые несчастья в Отечестве происходят потому, что каждый из нас грешит. И осознав это, народ понял: причина несчастья страны, бед государства – в грехе каждого. Виноват каждый христианин!
И что же тогда сделали христиане, народ Божий? Они наложили на себя пост. Весь народ и войско, пришедшее из Казани под водительством двух славных мужей российских, князя Димитрия Михайловича Пожарского и купца новгородского Космы Миныча Сухорука, подобно библейским ниневитянам, наложили на себя строгий пост во искупление личных грехов и грехов всего народа. И вот после молебна пред чудотворным образом Казанской Божией Матери, специально присланным к войску из Казани, и поста, которым постился весь народ, осознавая, что это его грехи привели в погубление страну, после всего этого одному из епископов, Арсению, было открыто, что Бог преложил Суд Свой на милость, и теперь Он будет с войском Российским, и теперь враги и супостаты будут повержены, и на земле русской воцарится мир, любовь, вера и благодать.
Сейчас многие миряне и даже священники говорят о том, что мы живём в смутное время. Я не дерзаю так сказать. Я не знаю, можно ли назвать “смутным” время, в которое восстанавливаются старые и строятся новые храмы. Но то, что время наше опасно, то, что оно трудно для нас, это так. Давайте же научимся у наших предков правильно оценивать причины возникновения трудностей, давайте поймём, что никто в них не виноват, кроме нас самих.
Слава Богу, за десятилетия обезбоженности, за десятилетия лжи и предательства, когда мы все вольно или невольно предавали нашего Спасителя, оставались ещё люди, которые верили Богу, которые молились за нас, грешников, за предателей. Молились, и поэтому Бог помиловал нас. Бог преложил Свой Суд на милость и говорит нам: “Потерпите же, Я рядом, как тогда, с Антонием Великим. Я вижу, как вы мужествуете, как вы терпите, как вы молитесь, как вы ждёте чуда Божия и своего возрождения, и своего покаяния, и возрождения и покаяния своей страны.”
Сегодняшний праздник иконы Божией Матери Казанской учит нас, как нам жить дальше. Каяться, жалеть друг друга и молиться Господу и Его Пречистой Матери о том, чтобы Он не оставил нас. И тогда, я верю, всё будет хорошо у нас, всё будет хорошо в нашей жизни. Достаточно нам только помнить о том, что “претерпевший до конца спасётся”. Аминь.
4 ноября 1994 года.
Священник Сергий Ганьковский
04.11.1994
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.