Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.06.1998
20.06.1999
09.07.2000
24.06.2001
14.07.2002
06.07.2003
20.06.2004
10.07.2005
03.07.2011
Неделя 3 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Все мы, предстоящие и молящиеся, выросли и прожили жизнь в одной стране и в одно время, потому мы и являемся соотечественниками и современниками. И, являясь таковыми, все мы, хотим того или нет, усвоили лозунги и дух того времени, в которое жили. Знали мы, что страна наша самая большая, самая сильная, самая первая всегда и везде и что, как бы нам ни было трудно сейчас, “завтра будет лучше, чем вчера”. Как бы тяжек ни был труд, как бы ни была скромна зарплата, заслуженный отдых и регулярная пенсия, верили мы, неизбежны, как судьба, потому что как «молодым везде у нас дорога», так «старикам везде у нас почёт».
И вот на наших глазах всё изменилось. Нет ничего из того, к чему мы привыкли, да и страны-то, в которой мы родились, – нет. А главным лозунгом России конца двадцатого столетия стали горькие слова известного политического деятеля: “Хотели как лучше, а получилось как всегда...”
Что ж, а ведь и деды наши и прадеды, когда в начале века затевали «разрушение», как они говорили, “старого мира”, хотели как лучше. И те, кто уничтожал так называемых кулаков и устанавливал колхозы, тоже хотели как лучше, а в результате страна, которая всегда продавала хлеб, стала, чтобы прокормить себя, покупать его по всему миру. И люди, которые пришли на смену революционерам, опять-таки хотели как лучше, как гуманнее, как человечнее, как демократичнее перестроить наше общество...
Так отчего же всякий раз получается “как всегда”?
Оставим историю народов и стран. Обратимся лучше к тому, что близко, к своим семьям. Разве матери наркоманов и пьяниц хотели им такой доли? Разве об этом они мечтали, когда баюкали своих малышей бессонными ночами? Половина вновь образованных семей в нашей стране распадается. И вот я спрашиваю себя: разве юноши и девушки, клянясь друг другу в вечной любви, шепча друг другу нежные слова, могли себе представить, что не пройдёт и года и лютая ненависть явится на смену нежному счастью?
В конце концов, трудности государственные можно было бы и пережить, когда бы дома всё было хорошо. Но в том-то и дело, что и дома – нехорошо... А хотели как лучше!
У Пушкина есть небольшой стишок, который он посвятил высокомерной, как ему казалось, красавице и умнице Александрине Осиповой:
Нет ни в чём Вам благодати,
С счастием у Вас разлад.
И красивы Вы некстати,
И умны Вы невпопад...
Прямо о нас с вами, и о нашей с вами стране, и о нашей с вами семье. Согласитесь, бывают минуты, когда так и хочется закричать, обритив лицо к небесам: “Отчего так, Господи? Отчего всё у нас, несчастных, невпопад? И – доколе?”
Однако кричать не надо, а надо внимательно вчитаться в Евангелие. Вчитаться и вдуматься, потому что Господь наш Иисус Христос прямо к нам, к каждому из нас обращается со Своим кротким и вместе властным словом: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.”(Мф.6,33) В предыдущем стихе Господь говорил об этом “всём”: “...не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или что пить? или, во что одеться?”
Еда и питьё, жилище и одежда, но не только это, а и честь, слава, могущество государства, благосостояние граждан, процветание семьи, послушные и почтительные дети, покойная и почётная старость – всё это приложилось бы нашей жизни, когда бы мы, по слову Спасителя нашего, искали прежде Царства Божия и правды Его. Однако годы идут, а мы день за днём, год за годом всё ищем, всё строим царство земное, истово веруя в то, что его возможно и, самое главное, нужно строить.
Бог смерти не творил. Человеку Божиим Промыслом предназначена вечная жизнь в Небесных обителях, которые ни описать, ни представить невозможно. Возможно только здесь, на земле, в нашей сегодняшней жизни неустанно готовить себя к жизни будущей. И подготовка эта, в сущности, очень проста: по мере сил своих пытаться жить здесь так, как предстоит жить там.
Там, на Небе, тела не будет, поэтому подвижники-аскеты уже здесь, на грешной земле старались ограничить даже естественные и законные потребности своего тела, упражняя и томя его постом. Там, в Божьих обителях, не будет никакого иного занятия, кроме непрестанной молитвы, обращённой к Творцу всякой твари. Зная это, святые отцы, преподобные, монахи учились молиться, отказывая себе даже в сне и естественном отдыхе, самую жизнь свою превращая в непрестанную молитву. Там, в Царстве Любви, нет места злобе и раздражению, поэтому апостолы, страстотерпцы и праведники, вслед за нашим Спасителем и Господом молились за своих гонителей, благословляли своих убийц, любили тех, кто их ненавидел.
Вы скажете мне: как же нам стать такими же, на это не то что одной – десяти жизней не хватит. А я вам вот что на это скажу: давайте не будем думать о результате! Давайте просто пойдём по этому пути. Давайте, наконец, перестанем строить вавилонскую башню земного царства – мы же знаем, что это ни к чему хорошему привести не может. Давайте – пойдём... Говорил же Иоанн Златоуст: “Господь... и дела приемлет, и намерение приветствует”. А это значит, что не по тому только, что мы сделали, будут судить нас, но и по тому, куда всеми силами стремилась душа наша, ибо “где сокровище ваше, там и сердце ваше.” Аминь.
28 июня 1998 г.
Священник Сергий Ганьковский
28.06.1998
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.