Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
28.05.1995
24.05.1998
16.05.1999
04.06.2000
20.05.2001
09.06.2002
01.06.2003
16.05.2004
05.06.2005
28.05.2006
29.05.2011
НАКАЗАНИЕ БОЖИЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9.2).
Ученики Иисуса пытаются разрешить, пожалуй, один из самых трудных вопросов — о том как примирить благость, всеведение и всемогущество Бога с наличием в мире страданий, причём страданий, часто явно не являющихся «справедливым воздаянием» за грехи. Ещё можно понять, когда страдания настигают человека как результат его собственных злых дел. Но в случае слепорождённого ясно, что сам он, конечно, не успел ещё совершить вольных грехов, влекущих столь тяжкие последствия, а проступки родителей хоть и создают потомкам «дурную наследственность», но не в смысле юридически-законническом, ведь вопрошающим наверняка памятны были слова пророка Иеремии: «В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер.31.29-30). Почти то же говорит и другой пророк — Иезекииль — «Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрёт. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18.20-23).
И тем не менее слепорождённый рождается лишённым радости зрения, и нам далеко не всегда очевидны причины, по которым «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8.22). Как часто в переполненном страданием мире приходится слышать, да, пожалуй, и в самом себе замечать такой, казалось бы, логичный вопрос — «за что мне это наказание?»
Слово «наказание» — однокоренное со словами «наказ», «показывать» и даже «приказ». На вопрос, за что наказан родившийся незрячим, Иисус отвечает ученикам, что «это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин.9.3). То есть наказание это не «за что», а «для чего».
Слепец — символ человека в его естественном состоянии, в состоянии падшего естества, неспособного к пониманию, видению цели своего пути, нуждающегося в просвещении светом Христовым. Спаситель так и говорит ученикам и самому слепому: «доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин.9.5). И не только говорит, Он показывает, являет этот свет слепцу, а с ним — и вопрошающим ученикам, и нам с вами. Слепота становится «наказанием», тем, что дано блуждающим в потёмках греха, как наказ «пойти и умыться», то есть принять свободное и деятельное участие в совершаемом Христом чуде, очиститься Его силой от слепоты, принять Его дар.
«Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим» (Ин.9.6-7).
Иисус замазывает глаза грязью, показывая, может быть, тем самым, что очи наши не просто не видят, что само зрение наше загрязнено, оно нуждается в очищении. У неспособного познать истину рукою Христа отнимается фальшивый призрак зрения, чтобы он мог получить потом настоящее познание. И исцеление, возвращение цельности, подаётся через «брение», напоминая о том, что и сотворён человек «из праха земного», но также и о том, что «Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2.7). Цель чуда — не только и не столько физическое устранение врождённого дефекта, сколько встреча с Творцом, указание на цель, для которой человек и творится, и живёт, и видит.
Господь исцеляет слепца не просто для облегчения скорбной жизни придорожного просителя милостыни, Он посещает страдальца для бого-видения, для того, чтобы открыться человеку, показаться ему.
«Иисус, ... найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9.35-38).
Аминь.
Священник Глеб Козлов
29.05.2011
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.