Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
30.08.1998
22.08.1999
10.09.2000
26.08.2001
15.09.2002
07.09.2003
22.08.2004
30.01.2005
31.08.2014
Неделя 12 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как бы сам человек ни мыслил о Боге, какую бы веру или неверие он ни исповедывал, вплоть до абсолютного отрицания самой идеи Бога, он всегда вступает в какие-то отношения с объектом этой своей веры или неверия. Между Богом и человеком непременно возникает связь. Ведь даже отказывая Богу в праве на существование, мы не можем не думать о Том, Кого приговариваем к небытию. Отрицая Бога, мы словно не замечаем абсурдности такой ситуации: раз Его нет, почему мы о Нём так интенсивно думаем? С какой стати мы тратим своё драгоценное время и свои недюжинные интеллектуальные способности на доказательство Его несуществования? Так что, независимо от того, во что и как мы верим, между Богом и нами существуют некоторые отношения. Такие отношения между Богом и человеком, такая связь между ними и называется религией.
Оставим, однако, в стороне атеизм и поговорим об отношениях с Богом тех, кто не сомневается в бытии Творца всего сущего.
Бог – вечен, поэтому у Него нет ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Бог – вечен, поэтому когда Он творил Адама, от всевидящего взора Его не была сокрыта будущая неизбежная измена возлюбленного творения, приведшая к Голгофской катастрофе. Бог знал, что человек предаст Его и прекрасный и гармоничный мир превратится в «квинтэссенцию праха», но не отменил акта творения, не разрушил космос, который первоначально был устроен «хорошо весьма» (Быт.1.31). Потому-то и говорит апостол Иоанн Богослов, что «Бог есть любовь» (1.Ин.4.8), что Творец любит Своё творение бескорыстно, не особенно рассчитывая на взаимность; любит просто потому, что Он и есть Любовь.
Наверно, и Адам до своего падения любил Бога просто и без затей, как младенец любит мать, потому что мать для него – всё: пища, защита, тепло, радость, любовь, покой и ласка. Падший Адам тоже пытается любить Бога, но любовь эта всегда получается какой-то странной, такой, как она описана в сегодняшнем евангельском чтении.
Богатый юноша тоже ведь любит Бога. Иначе, зачем бы ему мечтать о Вечной Жизни? Вечная жизнь возможна только с Богом и у Бога, а с Его супостатами возможна разве только вечная смерть. Он любит Бога, но предпочитает договориться о гарантиях. Ему было бы спокойнее, если бы с ним от имени Сущего заключили некий контракт, где предусмотрели бы все возможные форс-мажорные обстоятельства и дополнительные условия: «всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф.19.20). Он ведь так говорит, потому что чувствует, что чего-то недостаёт, однако очень хочет, чтобы это «чего-то» не оказалось непомерно большим.
Представим себе мать, рожающую младенца с расчётом на его будущую блестящую карьеру, которая поможет обеспечить её материнскую старость. Абсурд какой-то! Любящий любит бескорыстно, потому что иное чувство называется не любовью, а похотью. Но и любимый, если он действительно хочет любви и сочувствия, не должен превращать отношения с любящим в торг и дотошно выяснять, а что ему за это будет. Апостол Пётр до Голгофы всё рассчитывал и прикидывал: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф.19.27), однако после Воскресения Христова, после того, как ему хоть в какой-то степени открылась доселе для него сокровенная тайна Божией любви к человеку, он забыл о расчётах и выгодах, он знал только одно: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин.21.17). И апостолы Иаков и Иоанн за неполную неделю до Голгофы тоже всё добивались «тёплого местечка», однако после сошествия Духа Святого в славный и страшный день Пятидесятницы, они и жизнью и смертью своей доказали, что «любовь не ищет своего» (1.Кор.13.5).
С тем, кто, подобно апостолу Павлу, приобщился Духа Святого, происходит то же самое, что произошло с «апостолом язычников» (Рим.11.13). Ради любви к Господу и ближнему апостол был готов отказаться от самой Вечной Жизни, от личного спасения, только бы спаслись любимые. Вот как он пишет об этом в послании к Римлянам: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9.1-3). Чувствуете разницу между первым: «что же нам будет?» и последним: «желал бы сам быть отлучённым от Христа»?
«Что ты называешь Меня благим?» (Мф.19.17), – спрашивает Господь у озабоченного своими выгодами богача. Если Бог и вправду благ, тогда чего же «отходить с печалью» (Мф.19.22), к чему рассчитывать выгоды и шансы? Если Господь благ, то есть свят, добр, милосерд, то есть не способен причинить никакую скорбь, никакой ущерб возлюбленным чадам Своим, за которых Он простёр на Кресте Свои пречистые руки, чего же тогда бояться?
То-то и есть, что, по словам апостола Иоанна, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1.Ин.4.18). Поэтому мера нашего доверия Богу, мера нашей любви к Нему измеряется нашим бесстрашием и бескорыстием. Младенцу впору обещать родителям примерно себя вести за вознаграждение, за конфетку. Зрелому человеку довольно помнить, что «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их» (Лк.18.7). Аминь.
22 августа 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
22.08.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.