Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
20.12.1998
19.12.1999
17.12.2000
23.12.2001
22.12.2002
21.12.2003
19.12.2004
18.12.2005
22.12.2013
Неделя 29 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Разве девятеро прокажённых сделали нечто дурное, когда, очистившись от страшной болезни, продолжали следовать своим путём, чтобы, исполняя закон, показаться священнику (Лев.14.3,4)? Не Сам ли Сын Человеческий повелел им сделать это? Отчего же Христос удивляется, не обнаружив их вернувшимися и благодарящими? Они поступили правильно, сделали то, что предписано правилами, – чего же им не хватает, чего недостаёт? Знакомый вопрос, не правда ли?
А того же, чего недостаёт другим тщательным блюстителям закона, о которых мы читали евангельские повествования неделю назад (Лк.18.18) и месяц назад (Лк.10.25): им не хватает того, что отличает человека от компьютера, – любви и благодарности! Это вычислительная машина не может ни на йоту отклониться от заданной ей программы! Но человек – не машина! Правила поведения, предписанные ему Божьим законом, не могут отменить того, что выше закона; «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5.22,23).
Можно, конечно, попытаться прожить жизнь от сих до сих, точно отмеряя и ближним, и дальним меру своего участия в их проблемах, можно и с Самим Богом уставить отношения таким образом, как это сформулировал ещё один блюститель закона: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18.12). Попытаться – можно, однако едва ли эта попытка увенчается успехом. Едва ли в ответ на такое скрупулёзное усчитывание собственных добродетелей счетовод услышит столь чаемое всеми нами: «…встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17.19). Спасает вера, а не точный счёт мнимых достоинств!
В этот предпраздничный период, когда вся Церковь с умилением сердечным приветствует грядущее пришествие в мир Сына Божия, уже воспевая песнопения рождественского канона «Христос раждается, славите!», – в это время трепетного ожидания праздника, из недели в неделю читая за богослужением Слово Божие, мы как бы являемся свидетелями духовного кризиса законников. Вновь и вновь убеждаемся мы в справедливости пророческих слов нашего Спасителя: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9.17). «Ветхие мехи» Ветхого Закона не вмещают «молодого вина» правды Христовой. Даже сами знатоки и блюстители этого Закона интуитивно ищут чего-то большего и просят Сына Человеческого открыть им это самое большее, потому что догадываются, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3.20)
Больше Закона, выше Закона – та самая любовь, о которой говорится в прочитанном сегодня за литургией послании апостола Павла к Колоссянам: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3.14). То есть именно любовь, как это и было отмечено Христом, является концентрированным выражением правды Закона. А в другом своём послании, где апостол язычников воспевает свой знаменитый гимн любви, он указывает нам на то, что «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1.Кор.13.8-10).
С воплощением Сына Божия прекращается «то, что отчасти», потому что наступает время полноты благодати, ибо «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал.4.4,5).
Сын Человеческий, для того чтобы мы усыновились Ему, требует от нас значительно больше того, что требовал от народа Божия Закон, потому что, по Его же собственным словам, Он пришел для того, чтобы «то, что отчасти» стало, наконец, полным. «Не думайте, – говорит Он всем нам, – что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5.17). «Исполнить» – в точности значит «сделать полным».
Блюстители Закона – рабы Закона. Для Своих учеников Господь находит иное определение: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15.15). Не тот является истинным почитателем Закона, кто чтит его букву, но тот исполняет Закон, кто ведом его духом. Поэтому те, кто по праву рождения принадлежали к народу Божию, оказались неспособными просто и без затей отблагодарить Спасителя, а настоящим исполнителем Закона Любви оказался иноплеменник-самарянин, не связанный узким пониманием правды обряда, зато чутко внимавший голосу своего сердца. И поскольку это было так, именно на нём прекратилось «то, что отчасти» и почила полнота благодати. Потому-то он и сподобился услышать суд Божий ещё в этой жизни: «…встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17.19). Аминь.
21 декабря 2003 г.
Священник Сергий Ганьковский
21.12.2003
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.