Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
06.12.1998
05.12.1999
03.12.2000
02.12.2001
01.12.2002
30.11.2003
05.12.2004
Неделя 26 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
“Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд... доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его” (Еккл.11.9. 12.6,7). Так писал в своей книге “Екклесиаст” славнейший из царей Израильских, сын пророка и царя Давида, премудрый Соломон. “Веселись, юноша... только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд”. Вот и в сегодняшнем Евангелии некий человек говорит, обращаясь к своей душе: “Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя” (Лк.12.19,20).
Вот вопрос, который стоит перед нами: неужели лишь за “радости во дни юности нашей”, неужели только за то, что мы чем-то владели в этой жизни, неужто лишь за весёлый нрав “в сию ночь душу твою возьмут у тебя”, неужто только за то, что мы любили жизнь и всё, что в ней, Бог приведёт нас на суд?
Отчего душу богача в сию ночь возьмут у него? Почему именно этой ночью заканчивается его жизненный путь? Разве он тяжело болел, разве совершил какое-то немыслимое преступление? Разве есть грех в этих его словах: “покойся, ешь, пей, веселись”?
Когда умирает близкий нам человек, если он стар и долго болел, мы пытаемся найти причину его смерти в неумелых действиях врачей, в ошибках ближних, в том, что не тот укол сделали, не вовремя таблетку дали, опоздали врача позвать. Умирает юноша, ребёнок, а мы ищем какие-то внешние причины его смерти. Внешние в том смысле, что они никак будто бы не связаны с ним самим. Вот – думаем мы в таком случае – как неосторожен был этот человек, зачем он сел за руль автомобиля, когда недостаточно хорошо умел им управлять, или, может быть, зачем заплыл так далеко, плескался бы у берега. Иными словами, мы все уверены, что смерть – явление случайное. Измени мы наше поведение за минуту, за час, за день до этой трагической случайности, и ничего страшного не произошло бы.
Думать так человек может лишь при условии, что он не верит в Бога. Потому что если Бог есть, тогда ничего случайного на свете нет и быть не может. И тем более не может быть случайным такое важное событие в человеческой жизни, как смерть. Нельзя же в самом деле думать, что мир покинут Богом, и всё, что в нём происходит, – это цепь нелепых сюжетов без цели и смысла. А если такого быть не может, тогда остаётся предположить, что и смерть человеческая неслучайна, точно так же как неслучаен рисунок пыльцы на крыльях мотылька.
Как мне кажется, сегодняшнее евангельское повествование даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. Конечно, умирает человек не в результате совпадения множества мелких или крупных событий. Он умирает оттого, что Богу Всеведущему видны самые потаённые глубины души человека, и Господь, давший человеку жизнь, отнимает её только тогда, когда жизнь в этих глубинах души остановилась. И ещё я думаю, что живёт человек до тех пор, пока в его душе совершается мучительная работа покаяния, пока он меняется, пока не успокаивается на том, что есть. Если сказать совсем коротко, живёт человек до тех пор, пока кается.
Но вот приходит день, оглядывается человек на свою жизнь и говорит душе своей: “Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. И только тогда, когда больше нечего делать душе, нечем ей заняться в этой жизни, тогда приходит смерть.
Как плод, созревший на ветвях, должен упасть, так и созревшая душа покидает привычную колыбель жизни, чтобы перейти в Жизнь Вечную. Поэтому сколько бы не длился век человеческий: двадцать лет или девяносто – умирает человек в тот момент, когда духовный его возраст находится в своей верхней точке, когда Сердцеведец Бог видит, что выше этому человеку не подняться, что дальше будет только падение, только дорога под уклон, только деградация.
Да, один человек вырастает в полную меру свою к семидесяти годам, а другой – к восемнадцати. Да, один успевает за свою жизнь стать святым, а другой, подобно благоразумному разбойнику, делает только первый шаг к праведности, но каждый из нас перейдёт в иной мир только тогда, когда закончится наше духовное развитие здесь, в этом мире. Многое ли мы успеем изменить в себе, успеем ли мы покаяться – вот вопрос! Поэтому так важно до последнего дыхания нашего не успокаиваться, не останавливаться в этих усилиях покаяния. Поэтому так страшно однажды сказать себе: “Всё, что мог, я уже совершил, поэтому, душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Аминь.
6 декабря 1998 г.
Священник Сергий Ганьковский
06.12.1998
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.