Русская православная церковь - Сергиево-Посадская епархия - Королёвское благочиние
Московская область, г. Королёв
29.11.1998
28.11.1999
26.11.2000
25.11.2001
24.11.2002
23.11.2003
28.11.2004
27.11.2005
28.11.2010
27.11.2011
Неделя 25 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Наш возмущённый разум кипит негодованием, когда мы думаем о клириках Иерусалимского Храма, о служителях Бога Всевышнего, о священнике и левите, прошедших мимо своего соплеменника, израненного разбойниками и оставленного лежать беспомощным, истекающим кровью в пустынных скалах, среди которых петляет дорога из Иерусалима в Иерихон.
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, – говорит Господь, – и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин.15.16). И вот – избранные Господом на служение Себе клирики не исполнили этого служения, не поступили «достойно звания, в которое [были] призваны» (Еф.4.1), не принесли заповеданного им плода любви. Обязанные возлюбить ближнего, как самого себя, они забыли о страждущем и, только посмотрев на него, прошли мимо. Когда они, «увидев его» (Лк.10.31), отправились по своим делам, отчего же не заболело у них сердце? Отчего простая мысль: «и я мог оказаться на его месте» – не пронзила их душу, наполняя её столь естественным, казалось бы, чувством сострадания?
Перед тем как запустить в бессердечных камнем осуждения, попробуем представить себя в подобном положении. Попробуем вспомнить, как срочные дела, как неотложные обстоятельства, как простое нежелание впустить к себе в душу чужие проблемы и чужую скорбь – своих мне, что ли, мало? – заставляло нас пройти мимо безутешной скорби, мимо безысходного страдания, мимо горькой печали. Тысячи оправданий у прошедшего мимо. И лишь одна правда у того, кто сжалился над несчастным.
Мы – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1.Пет2.9), мы, православные христиане, каждый день проходим мимо израненных житейскими обстоятельствами, уязвлённых людской злобой, принявших поругание, пусть даже хоть и от собственных страстей. Мы проходим мимо чужого горя, оправдывая себя тем, что на всех избитых, на всех ограбленных, на всех обиженных никакого сердца, никакой души, никаких «динариев» не хватит. Нельзя же, в самом деле, всю свою жизнь посвятить утиранию чьих-то слёз, растаскиванию чьих-то проблем, врачеванию душевных ран чужих людей!
Однако в истории грешного человечества в любую эпоху всё же находились воистину добрые люди, которые как-то умудрялись «оказывать милость» (Лк.10.37) всякому, кто в ней нуждался, отдавая всё, что могли: кому – «динарии», кому – время, кому – просто доброе слово. Бог ведь не требует от нас невозможного. Он не попускает нам испытания свыше наших сил. И, как сказал апостол Иаков, «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1.13). Он всего-то и хочет, чтобы то, чем каждый из нас наделён от щедрот Создателя нашего, мы обратили не только в выгоду и пользу самим себе, но и на служение ближнему. Если уж Сам Спаситель мира сказал Своим ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20.28), то «кольми ж паче» такое служение надлежит совершать тем, кто дерзнул называть себя христианами!
Для того, чтобы «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф.2.4), выполнить завет Господень о служении ближнему, вовсе не обязательно искать каких-то особых страдальцев или чрезвычайных обстоятельств, не нужно отправляться в пустыню за теми, кто «в разбойники впаде» (Лк.10.30). Достаточно оглянуться вокруг.
А вокруг нас – наши дети, воспитанием которых, как мы считаем, должны заниматься не мы сами, таким образом выполняя прямое поручение Божие, а соответствующие учреждения и структуры, специально на то государством уполномоченные. Им-де за то деньги платят, – вот пусть и воспитывают!
А вокруг нас – наши старики, которых мы по заповеди должны бы почитать высшим нравственным авторитетом и, следовательно, пожизненно заботиться о них, подобно доброму самарянину возливая на их душевные и телесные раны «масло и вино», утешая добрым словом, издерживая и два, и три, и четыре «динария» на заботу о них, беспомощных и слабых.
А вокруг нас – наши одинокие собратья, с которыми мы должны бы установить братские любовные отношения, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Гал.4.3). Однако такие отношения требуют от каждого из нас подвига смирения и долготерпения, а нам это кажется непомерно высокой ценой.
Поэтому дети наши – сироты при живых родителях, и в самом лучшем случае взрослые озабочены только тем, как бы пристроить своих чад в образовательное учреждение с продлённым днём, в изостудию, в воскресную школу при храме. В любые руки мы готовы отдать наших детей, только бы не тратить на них своё время, свои силы, свою любовь.
Поэтому и старики наши слишком часто заканчивают свои скорбные дни не в окружении любящих детей и внуков, но среди пусть заботливого и чуткого, но – чужого персонала домов ветеранов!
Так что не будем бросать камнем в священника и левита, прошедших мимо израненного разбойниками, а лучше подумаем, что делать нам, назвавшимся Христовыми учениками, «чтобы наследовать жизнь вечную» (Лк.10.25). Аминь.
28 ноября 2004 г.
Священник Сергий Ганьковский
28.11.2004
© Храм Владимира Священномученика, митрополита Киевского и Галицкого.
Просим Вас сообщать об использовании Вами текстов и изображений этого сайта и ссылаться на него при использовани данных материалов.